камешки монохромная карта информация владельцы камешков
камешек Татьяны Кудрявцевой



Камешек из Тибета

Государство Тибет существует приблизительно с VII века нашей эры. В VIII-IX веках Тибет превратился в мощную державу, чье влияние распространялось далеко за пределы горного плато - на юго-западе тибетцы теснили Непал и Индию, а на северо-востоке - Китай. Последняя успешная война с Китаем завершилась в IX веке подписанием мирного договора, устанавливавшего границы Великого Тибета и постановлявшего: "Тибетцы да будут счастливы в Китае, китайцы да будут счастливы в Тибете".

Тибетский милитаризм по сути кончился с приходом буддизма ("коренная" религия Тибета - Бон, которая некоторыми характеризуется как "шаманизм", до сих пор сохранила своих последователей, но достоверно известно о ней крайне немного). В середине IX века вследствие междоусобицы, разгоревшейся на почве религиозной розни, Тибет распался на отдельные "княжества", духовными и политическими центрами которых являлись буддистские монастыри. С тех пор формальная власть в истории Тибета традиционно принадлежала монахам.

За тысячелетие слабый в военном отношении Тибет не раз подпадал под иностранное влияние (Монголы, Манчжурия, Китай). В 1720 году китайцы предприняли военную экспедицию в столицу Тибета Лхасу, покончив таким образом с монгольским влиянием в районе. Китайская армия привезла с собой VII Далай Ламу. Китайцы тогда были встречены как освободители. Император объявил Тибет протекторатом Китая. Именно это обстоятельство послужило предлогом для оккупации 1950 года. В 1788 году Тибет, вновь подвергшийся нашествию - на этот раз со стороны Непала, объявил о прекращении всяких контактов с иностранцами - запрет был нарушен лишь в XX веке.

Независимость Тибет вновь обрел в 1911 году как "побочный эффект" китайской революции, свергнувшей династию Кин. Далай Лама XIII предпринял попытки модернизации страны, установив контакт с англичанами, однако его реформы особого успеха не имели - монахи интересовались больше внутренними делами своих монастырей и школ (для самообороны они имели собственные небольшие "армии"). Приверженность феодально-теократическому укладу в очередной раз сгубила тибетскую независимость. 7 октября 1950 года 40-тысячная китайская армия, которая отправилась "освобождать" Тибет (от предрассудков) встретила сопротивление 8-ми тысяч тибетских воинов, вооруженных немногим лучше, чем они были вооружены 7 веков назад. Половина из них погибла в бою.

Единственной страной, осудившей эту акцию, был Эль-Сальвадор. ООН молча проглотил китайскую агрессию. За Тибет фактически не заступились ни Индия, ни англичане. Под предлогом мирного урегулирования вопроса. Несовершеннолетний Далай Лама XIV остался формально "на престоле", страна по "Соглашению по мерам мирного освобождения Тибета", приготовленному китайцами, получала статус, подобный статусу Гонконга ("одна страна, две системы"), но, не имея подобной экономической поддержки, фактически оказалась в руках Пекина.

В марте 1959 года во время празднования тибетского Нового Года в Лхасе вспыхнуло восстание, спровоцированное слухами о готовящемся похищении Далай Ламы китайцами во время празднования. Восстание было жестоко подавлено китайской армией - около 15 000 тибетцев погибли в первые дни восстания. Далай Лама был вынужден скрыться в Индии, где он и находится по сей день. За 59-60 годы 87 000 человек были убиты только в центральном Тибете.

Последующие годы принесли Тибету еще больше несчастья. В 61-м году голод, разразившийся вследствие китайской аграрной политики в районе, унес 70 000 жизней. Начавшаяся в 66-м "культурная революция" ударила по основе уникального тибетского уклада - монастырям, традиционно имевшим огромное влияние на шестимиллионное население страны. Китайцы фактически уничтожили 6254 монастыря. Над немногими выжившими сегодня можно наблюдать красный флаг. За период репрессий в Тибете погибли 1,2 миллиона человек. Около 100 000 тибетцев оказались в изгнании - часть из них осела в соседнем Непале, часть - в Индии.