адрес
статьи
САКСАЙУАМАН
Стены Саксайуамана
Куско был
столицей империи инков, это – город тысячелетний. Но по мнению
перуанского историка Барреда Мурильо (директор Андского археологического
института), первое поселение относится к 1000 году до н. э. Однако
ни археологам, ни историкам не удалось до сих пор установить точную
дату и обстоятельство возникновения города.
К северу-западу
от Куско и выше его на 300 метров находится монументальный археологический
комплекс Саксайуаман (примерно 3500 м над уровнем моря.) Три параллельных
зигзагообразных стены, каменный “трон Инки”, 21 бастион, над которыми
возвышаются мощные башни – каждая из была способна укрыть до тысячи
воинов.
На кечуа Саксайуаман
значит “Хищная птица серокаменного цвета”. Долго время Саксайуаман
считался крепостью, где инка делал смотр своим войскам. И если
смотреть сверху, ее очертания действительно напоминают птицу.
В последнее время, однако, ученые все больше склоняются к тому,
что комплекс имел прежде всего религиозное назначение и был одни
большим Домом Солнца.
Независимо
от того, чем был Саксайуаман – крепостью или культовым центром,
это замечательный памятник архитектуры, доколумбовой эпохи. Посчитано:
вес самой крупной глыбы, из которых сложены крепостные стены,
достигает 360 тонн. Но до сих пор остается загадкой, каким образом
древним строителям удавалось поднимать такие глыбы и как бы “сваривать”
их друг с другом, учитывая их вес и неправильную форму. И еще
достоверно установлено: при кладке стен не применялись ни цемент,
никакие либо клейкие вещества. Прошло столько веков, а между камнями
даже сегодня нет щелки, чтобы в нее можно было всунуть иголку!
Недалеко от
Саксайуаман находится знаменитый город Мачу-Пикчу. Множество предположений
и гипотез существует об этом месте, но так достоверно и неизвестно,
когда возник этот город и кем он был основан.
Мачу с кечуа
значит “старый”, пикчу – “гора”. На Старой горе и находится главная
часть исторического памятника, занимающего семь квадратных километров.
Но глаз нельзя оторвать от соседней вершине, поражающей своими
классическими формами. Это Уайна-Пикчу – Молодая гора, служившая
сторожевой башней. В сущности Мачу-Пикчу – это целый комплекс
археологических групп, число которых в настоящее время достигает
24 (и постоянно увеличивается в результате новых исследований),
которые разбросаны на площади около 33 тысяч гектаров.
Мачу-Пикчу
иногда называют “потерянным городом инков”. Он и был потерянным
до самого начала XX века, пока его не обнаружил американский археолог
и историк Ирам (Хайрем) Бингхэм. Это случилось в 1911 году. Но
справедливости ради следует сказать, что Бингхэм открыл Мачу-Пикчу
для европейской цивилизации, а для крестьян, чье поселение находилось
недалеко от исторического места, оно было известно гораздо раньше.
Мачу-Пикчу
находится на высоте 2700 метров над уровнем моря, в месте отдаленном
от остального мира обрывами высотой в 700 и более метров, на краю
глубоких пропастей, прорытых рекой Урумбамбой.
Первое, что
здесь поражает, - необыкновенная красота горного пейзажа. И только
потом видно террасы совершенных пропорций и симметрии, Священную
площадь, руины и храма Солнца и храма Трех окон, развалины различных
сооружений, лестницы, которых здесь больше сотни, акведуки, пробитые
в камнях.Особый интерес посетителей вызывает Камень Солнца – “Интиуатана”,
который, как предполагают, играл роль астрономической обсерватории.
Существует такая гипотеза, что “Интиуатана” служила солнечными
часами; торчащие выступы камня в разное время дня отбрасывали
тени различной длины и по ним вели отсчет времени. С помощью “Интиуатаны”
они определяли не только время суток, но и время года, от чего
зависели сезонные сельскохозяйственные работы, военные походы(?)
и т.д. Секрет солнечных часов все еще не разгадан.
Но что же
все-таки представлял собой “потерянный город инков” - крепость
или дворец Инки, культовый храм или женский монастырь?
Авторы одной
версии утверждают, что Мачу-Пикчу – это руины военной крепости,
построенной какими-то племенами еще до прихода в эти районы народа
кечуа, который составил основу населения империи инков. По другой
версии это было последнее пристанище Манко Инки, его двора и еще
приблизительно полутора тысяч человек, которые после захвата Куско
конкистадорами ушли в горы, не желая покоряться колонизаторами.
Наконец, самая распространенная версия призывает признать Мачу-Пикчу
святилищем, специально избранным для того, чтобы укрыть “дочерей
Солнца”.
Некоторые
исследователи полагают, что, предвидя наступление такого дня,
когда не останется воинов, чтобы охранять “дочерей Солнца” от
испанцев, инки нашли для них неприступное место, отгороженной
от внешнего мира, как его создателями, так и самой природой и
которое, по признанию ученых, “мог бы защищать лишь один человек”.
В пользу этой версии говорит то, что при проведенных в Мачу-Пикчу
раскопках там были обнаружены 173 скелета, из них 150 женские.
Уязвимость версии состоит в том, что она констатирует назначение
Мачу-Пикчу лишь на самом последнем этапе ее истории.
С того времени,
когда были обнаружены руины, прошло более 80 лет. Но и сегодня
остается загадкой, каков же возраст Мачу-Пикчу? Кто были те люди,
которые возвели эти сооружения? Какие люди обитали здесь? Может
быть люди-гиганты? Так как камни, вес которых доходили до 150
тонн, невозможно запросто поднять. И жили ли они здесь постоянно
или временно? А главное, – каково было истинное назначение Мачу-Пикчу?
А может быть это был университетский город, где получали “высшее”
образование?
Раскопки,
которые Ирам Бингхэм провел в Мачу-Пикчу, не только не дали ответа
на эти вопросы, но и поставили много новых. Он, например, нашел
наряду с инкскими сосудами предметы, относящиеся к доинкским эпохам,
- каменные топоры, кости бизона и т. п., а также предметы явно
европейского происхождения, скажем железные ножи. С другой стороны,
там почти не нашли золота, из чего археологи сделали вывод: “Бог
Солнца в Мачу-Пикчу пот не проливал”.
Есть одна
очень занимательная версия перуанского историка. Виктора Ангельса
Варгаса, про то, что хотя бы представляет из себя Мачу-Пикчу.
Ведь не сохранилось (или просто нет) ни легенд, говорящем о городе
на горе, ни хроник.
По мнению
Варгаса, существовала доинковская цивилизация, где район Мачу-Пикчу
занимал одно из главных мест. Он развивался сам по себе, но не
существовал как отдельное государство, хотя имел огромную сферу
влияния. Власть Мачу-Пикчу распространялась не только на соседние
территории, но и намного дальше. Достоверно известно, что на этой
территории существовал единый этнический компонент, с одной формой
правления. Но в связи с разрушительными войнами, чумой и многими
болезнями жители стали покидать Мачу-Пикчу и расселяться у подножий
гор. Но что конкретно явилось причиной ухода людей так и остается
загадкой. Эта зона стала запретной, получив “статус” как бы неприкасаемой.
Если бы даже и существовала какая-либо связь с другими районами
(взять хотя бы близлежайший Куско), то все дороги уже давно заросли.
Тем самым об этой территории было забыто и никаких упоминаний
о ней не осталось. До сих пор неизвестно: знали ли инки про существование
Мачу-Пикчу? И если даже и знали то большая вероятность того, что
инки там не жили.
|