Неизвестный мастер.
Триумф смерти. Кампосанто. Пиза. Ок. 1360 г.
Пизанская школа была сильно связана с сиенской. Одним из самых значительных произведений эпохи треченто является "Триумф смерти" в Кампосанто. В единой композиции сливаются аллегорические и реалистические образы, сцены из светской и религиозной жизни, массы народных и аристократических типов. Группы калек и нищих возглашают о страдании. Построение пространства кажется абсурдным. С одной стороны, проявляется тенденция подчинить изображение передней плоскости, с другой-то там, то здесь эта композиционная основа прорывается пространственными ямами. Особенно хорошо это видно во фреске "Анахореты".
  галерея библиотека каталог    

 


Сам нижний край - это изображение, созданное по принципам передней глубинной зоны, характерной для произведений начала Х1У века, но следующая зона противоречиво возникает не "за", а "над" передней зоной, хотя слово "передняя" зона здесь не уместна: и первый, и второй, и третий планы одинаково "передние". И только на самом верху, где слегка обозначается краешек неба, строятся отдельные элементы предметных изображений /скала, дом, деревья/, которые находятся как бы "за" другими изображениями.
Эта художественная жажда понять и изобразить "запредельный" мир, заставлял мастеров строить все новые и новые пространственные ступеньки, словно бы это помогало уцепиться за краешек мира и заглянуть за его грань.