Великим
реформатором в живописи является Джотто. Он освободился
в своем искусстве от господства византийской традиции и
стал, ярким примером для подражания. Можно сказать, что
искусство Джотто, как и искусство Каваллини, "телесно",
только эта "телесность" совершенно иная - здесь
нет того отрешенного монументализма, который видим у Каваллини.
Глядя на фрески Джотто, вспоминаешь живые, природные картины.
Форма становится для Джотто основным фактором воздействия.
Пластическая округлость, конструктивная ясность фигур придают
изображениям людей плотную телесность. Фигуры стоят на земле
основательно, массивно. Эта массивность вызывала новое ощущение
почвы - не колеблющейся, а прочной опоры, которая сродни
устойчивости реальной земной тверди
Огромная
алтарная картина, известная как «Мадонна Всех Святых», по
названию церкви, для которой она была написана, открывает
новое течение во флорентийской живописи, ориентирующееся
на поиск средств объемного изображения в пространстве и
характеризующееся реалистическими тенденциями. Джотто только
внешне следовал тосканской традиции, воспроизводя золотой
фон и придавая картинам форму пятиугольника с заостренной
вершиной, копируя в этом Чимабуэ и Дуччо, его работы являются
новаторскими по своей сути.
|