Стремление заполнить первый план фигурами так, чтобы почти
не осталось "просвета" между этими пространственными
зонами напоминает нам прием, который применяли в "пейзажных"
формах художники треченто.
............................
В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию
Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой
святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста.
Их скорбные лики обращены к земле, ни один не смотрит вверх
на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое
событие, а как мистический образ, живущий в человеческом
сознании.
Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух Подражания Христу
– мистического религиозного трактата, написанного каноником-августинцем
Фомой Кемпийским. Каждая келья тоже была украшена фресками,
которые предназначались для назидания братии, например композиция
Осмеяние Христа. Настроению этих фресок соответствуют простота
и спокойная сдержанность живописи.
Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме,
где он украсил фресками капеллу папы Николая V (1445–1448).
Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и
св. Стефана. По замыслу это были скорее повествовательные
сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные
архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание
мастером античного искусства, а в точно выверенных перспективных
построениях видно влияние Мазаччо и Брунеллески. Фигуры
здесь более массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко;
благодаря этому появляется особый оттенок торжественности.
"Он
имел обыкновение никогда не исправлять и не переписывать
своих картин, но всегда оставлял их такими, какими они вылились
у него с первого раза, считал (...), что такова была воля
Божья” (Вазари). |