На заднем плане - современные Гирландайо улицы, площади
Флоренции. Вполне вероятно он изобразил среди действующих
лиц и своих знакомых.
Интересно, как он строит иллюзию глубины в этой фреске.
Есть первый план, на котором происходит действие, и дальний
с городскими зданиями. Средний план представляет собой сложное
архитектурное построение. Слева - стена, данная в сильном
ракурсном сокращении, и лестница, на ступени которой зритель
смотрит не сбоку, а сверху, с торца. Перспектива стены создает
динамичный эффект, увлекающий "вглубь", лестница
дает направление "изнутри" как бы вслед за двумя
прохожими, поднимающимися по ступеням к зрителю. В этом
месте, где происходит, столкновение двух потоков, возникает
иллюзия естественной взаимосвязи планов. Пространственная
динамика в данном произведении имеет различную градацию:
более спокойная правая часть произведения и центр, и вдруг
резкий "провал" вглубь в левой стороне. У Боттичелли
/например, "Сцена из жизни святого Зиновия"/ перспектива
равномерно распределяет массы, симметрично слева и справа,
постепенно сгущая пространство к центру. Композиционное
фокусирование лучей перспективы в центре картины использовал
Филиппино Липпи, Перуджино, Мелоццо да Форли, Леонардо да
Винчи, Рафаэль, но каждый раз подобный прием выражал иную
художественную и тематическую задачу. |