Доменико Гирландайо.
Встреча Марии и Елизаветы.
Церковь Санта Мария Новелла.
флорентийский мастер Гирландайо показывает привязанность именно к реальной достоверности пейзажного плана. Наиболее выдающееся произведение Доменико Гирландайо - сцены из жизни девы Парии в Санта Мария Новелла. Библейские события давали возможность художнику изобразить всевозможный предметный мир, который он черпал в обычной флорентийской жизни. Во фреске "Встреча Марии и Елизаветы" мы наблюдаем встречу двух женщин у городской стены, где прогуливаются граждане.
  галерея библиотека каталог    

 


На заднем плане - современные Гирландайо улицы, площади Флоренции. Вполне вероятно он изобразил среди действующих лиц и своих знакомых.

Интересно, как он строит иллюзию глубины в этой фреске. Есть первый план, на котором происходит действие, и дальний с городскими зданиями. Средний план представляет собой сложное архитектурное построение. Слева - стена, данная в сильном ракурсном сокращении, и лестница, на ступени которой зритель смотрит не сбоку, а сверху, с торца. Перспектива стены создает динамичный эффект, увлекающий "вглубь", лестница дает направление "изнутри" как бы вслед за двумя прохожими, поднимающимися по ступеням к зрителю. В этом месте, где происходит, столкновение двух потоков, возникает иллюзия естественной взаимосвязи планов. Пространственная динамика в данном произведении имеет различную градацию: более спокойная правая часть произведения и центр, и вдруг резкий "провал" вглубь в левой стороне. У Боттичелли /например, "Сцена из жизни святого Зиновия"/ перспектива равномерно распределяет массы, симметрично слева и справа, постепенно сгущая пространство к центру. Композиционное фокусирование лучей перспективы в центре картины использовал Филиппино Липпи, Перуджино, Мелоццо да Форли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, но каждый раз подобный прием выражал иную художественную и тематическую задачу.