Карло
Кривелли. Благовещение. Лондон. Национальная галерея. I486
г.
Для Кривелли каждая вещь, однако, помимо своей пластической
ценности несет в себе и некий смысл, символ. Символична
каждая деталь, например, белая лилия в руках Гавриила означает
непорочную чистоту Марии, яблоко - тайну грехопадения, преодолеваемого
через Благовещение. Каждый предмет выписан до иллюзорности,
и эта иллюзорность выступает не только как средство передачи
красоты, но и как средство, путем которого теологический
смысл символа предмета овеществляется до предела, превращаясь
из абстрактности в конкретно ощутимую данность.
Какова роль перспективы в этой картине? Архитектура здания
построена в соответствии с законами линейной перспективы:
все линии направляются к центральной точке. Сведение линий
в одном месте помогает здесь связать дробность первичного
впечатления от множества деталей. Но это только один момент
- другой же состоит в том, что перспектива выступает как
фактор, помогающий выделить главную идеи. Роль перспективы
в этой картине сродни тому приему, когда символ предмета
раскрывается через иллюзорную выписанность у перспектива
овеществляет теологический смысл. Центром схода линий является
• окно с решеткой на заднем плане. Кривелли хочет выделить
это место в картине и в тоже время связать его с окном кельи
Марии, также закрытое решеткой. Согласно евангельскому повествованию
/Лука I, 26-38/ архангел Гавриил, посланный богом к деве
Марии в галилейский город Назарет, сообщает ей, что у нее
родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий. "Дева
Мария как "новая Ева" искупает грех "первой
Евы", начиная путь к утраченной жизни в единении с
богом; поэтому Благовещение есть /.../ суммирующее предвосхищение
спасения людей." Идея картины "Благовещение"
Кривелли состоит в этом "предвосхищении спасения людей",
и когда спадут решетки, люди найдут свое "царство божие",
свое возрождение.
Для Кривелли главное - раскрытие сюжета "Благовещения"
не как действия, а как идеи. И выделить эту идею помогает
линейная перспектива, она направляет взгляд зрителя к действительному
смысловому центру картины - небольшому окну, закрытому решеткой,
намекая на то, что там за этой решеткой человек найдет свое
очищение и духовное возрождение. |