В эпоху средневековья мир горний противопоставлялся миру
земному. Красота существовала там в немыслимой запредельности,
а мир посюсторонний, окружающий был случайным, тленным,
и в нем человек не мог найти красоты.
Философская мысль второй половины ХУ века свидетельствует
о возникновении новых моментов. Для человека теперь природа
является формой, которая сотворена богом, и в ней он сам
тоже присутствует, и потому она красива. Каждый кусочек
материального вещества начинает одухотворяться, божественное
начало проявляется не только "там", но и «здесь».
Однако дистанция сохраняется и еще рано говорить о пантеистическом
взгляде. С одной стороны, бог отождествляется со всеобщей
природой вещей, а с другой - бог не растворяется в природе,
а поглощает ее. /"Не бог распространяется в мире, а
мир, насколько это возможно, простирается в боге."
/. Мироздание предстает в воззрениях итальянских неоплатоников
как иератическое единство, в котором тлеется нисхождение
высшего начала к низшему. По Марсилио Фичино высшая ступень
есть Бог, затем следует "ангел", "душа",
"качество" /природа/ и "материя" или
"телесная масса"". Пико делла Мирандола представляет
мироздание в качестве иерархии "трех миров" -
ангельского, небесного, элементарного. В этом нисхождении-
осуществляется внутренняя взаимосвязь всех ступеней иерархии.'
Существует две тенденции в философском подходе: одна, разрушающая
противопоставление бога и мира, другая - сохраняющая дистанцию,
когда мироздание предстает как жесткая иерархическая структура.
Пространственные зоны в иллюзорном, искусственном картинном
мире могли служить своеобразным символом лестницы , ступени
которой соединяли "низ" и "верх", "ближнее"
и "дальнее", "земное" и "небесное".
Дискретность -мировоззренческих понятий преломлялась в дискретности
пространственного построения. И все же тенденция к слиянию
планов, к объединению зримого и незримого, к пониманию целостности
мира оказывалась более сильной. Это проявлялось и в живописных
произведениях -художников конца ХУ века, где происходил
дальнейший процесс более естественного, плавного взаимосвязывания
глубинных.
|