Леонардо да Винчи.
Поклонение волхвов. Флоренция, Уффици. 1482 г.
Прежде всего, притягивает внимание центральная большая группа людей, которая как пластическая, живописная масса имеет свое геометрическое обоснование - пирамидальную схему построения; лишь потом, когда взгляд переходит от главного к "второстепенному", от переднего плана к дальнему, ощущаем скачек от одной зоны к другой. Безусловно, мастер стремился формировать зрительно целостное иллюзорное пространство, но художественно-композиционная целостность для него превыше всего.
  галерея библиотека каталог    

 



В эпоху средневековья мир горний противопоставлялся миру земному. Красота существовала там в немыслимой запредельности, а мир посюсторонний, окружающий был случайным, тленным, и в нем человек не мог найти красоты.
Философская мысль второй половины ХУ века свидетельствует о возникновении новых моментов. Для человека теперь природа является формой, которая сотворена богом, и в ней он сам тоже присутствует, и потому она красива. Каждый кусочек материального вещества начинает одухотворяться, божественное начало проявляется не только "там", но и «здесь». Однако дистанция сохраняется и еще рано говорить о пантеистическом взгляде. С одной стороны, бог отождествляется со всеобщей природой вещей, а с другой - бог не растворяется в природе, а поглощает ее. /"Не бог распространяется в мире, а мир, насколько это возможно, простирается в боге." /. Мироздание предстает в воззрениях итальянских неоплатоников как иератическое единство, в котором тлеется нисхождение высшего начала к низшему. По Марсилио Фичино высшая ступень есть Бог, затем следует "ангел", "душа", "качество" /природа/ и "материя" или "телесная масса"". Пико делла Мирандола представляет мироздание в качестве иерархии "трех миров" - ангельского, небесного, элементарного. В этом нисхождении- осуществляется внутренняя взаимосвязь всех ступеней иерархии.'

Существует две тенденции в философском подходе: одна, разрушающая противопоставление бога и мира, другая - сохраняющая дистанцию, когда мироздание предстает как жесткая иерархическая структура.

Пространственные зоны в иллюзорном, искусственном картинном мире могли служить своеобразным символом лестницы , ступени которой соединяли "низ" и "верх", "ближнее" и "дальнее", "земное" и "небесное". Дискретность -мировоззренческих понятий преломлялась в дискретности пространственного построения. И все же тенденция к слиянию планов, к объединению зримого и незримого, к пониманию целостности мира оказывалась более сильной. Это проявлялось и в живописных произведениях -художников конца ХУ века, где происходил дальнейший процесс более естественного, плавного взаимосвязывания глубинных.