Пьеро делла Франческа.
Рождество. Лондон. Национальная галерея. 1475 г.
В произведении "Рождество", Пьеро делла Франческа предстает перед нами как мастер, создающий иллюзорную глубину, которая теряется в светящейся дали. Перед ним не встают проблемы в изображении дальних планов. С помощью деревьев, которые являются соизмеримыми масштабными знаками, с помощью небольших островков леса и зарослей кустарников, которые пересечены дорожками, водными каналами, небольшими холмами, он постепенно уводит взгляд зрителя в те дали, что были неведомы предыдущему поколению художников.
  галерея библиотека каталог    

 


Более естественным становится изображение переднего плана, но переход к дальним планам совершается все еще в виде пространственного скачка. В "Рождестве" первый план - небольшой участок, на котором помещается и соломенный навес, и старинные развалины, группа музицирующих ангелов, коленопреклоненная Мария перед младенцем. В левой части картины видно, что пространство обрывается в долину. Первый и дальний планы оказываются разомкнуты. Но художник столь мастерски оперирует светом, что даже намек на пространственное противоречие исчезает.

Почему же все-таки Пьеро делла Франческа, являясь большим знатоком перспективы, так редко использует ее? Перспектива в какой-то мере являлась отрицанием того внутреннего строя картин, той художественной идеи, к которой стремился мастер. В его картинах нет драматизма. Его искусство созерцательно, даже бесстрастно, и вместе с тем эпично и величаво. Когда Пьеро делла Франческа изображает пейзаж, то он воспринимается в абсолютном покое, для него жизнь природы выражается прежде всего в сиянии солнечного света. Перспектива уже в своей формальной основе несет элемент движения. Она стягивает все части пространства в один центр и устремляет все к нему и тем самым создает динамику. Однако, редко используя перспективу как средство построения архитектурной композиции, Пьеро делла Франческа никогда, как уже говорилось, не отказывается от изображения самого пространства и строит его другими методами - прежде всего такими светотеневыми градациями, которые подчеркивают пластическую основу предметов, объединяя в одно зрительное единство.