Паоло Уччелло
"Битва при Сан-Романо" ок. 1439
По заказу Медичи Учелло исполняет серию батальных картин, где он становится на почву смелых перспективных экспериментов. Учелло делит поверхность холмов межами и бороздами вспаханных полей и расставляет плодовые деревья как вехи перспективного пространства. Небо, как иллюзорная данность, которая не поддается перспективным измерениям, совершенно выпадает из поля зрения мастера, и поэтому горизонт пейзажных фонов поднят до самого верхнего поля.
  галерея библиотека каталог    

 



В этом цикле Уччелло воссоздает историю вооруженного столкновения при Сан-Романо в 1432 г. флорентийцев во главе с Николо да Толентино с жителями Сиены, которыми командовал Бернардино делла Гарда, и их союзниками, руководимыми герцогом Миланским. Флорентийцы одержали победу благодаря решительному наступлению, предпринятому знаменитым кондотьером Котиньолой. Художник помещает одного из кондотьеров в центре каждого эпизода. Начало битвы изображено на картине, которая находится в национальной галерее Лондона. Вступлению в битву Котиньолы посвящена работа, хранящаяся в Лувре. В Уффици выставлена картина, где представлен решающий момент, неожиданно изменивший весь ход сражения: сиенский кондотьер Бернардино делла Гарда только что выбит из седла. Эта работа - единственная, подписанная художником.

.........................


Главное внимание сосредоточено на переднем плане. Содержание битвы, как само по себе действие, уступает место захватившей мастера страсти создания иллюзорного пространства. В "Битве при Сан Романо" явно ощущается сценическая площадка, столь знакомая по композициям художников треченто. Задний план и передний существуют как бы сами по себе, они не связаны единством и отгорожены друг от друга темной массой кустов. Здесь используется интересный прием: отгороженные друг от друга план: строятся каждые в отдельности по правилам линейной перспективы.

На переднем плане хаос битвы, сцепление и противопоставление темных и светлых пятен масс создает не только динамику действия, но и иллюзию пространства. Битва происходит на светлой полосе почвы переднего плана. Своеобразным методом Учелло формирует пространство. Беспорядочно разбросанные обломки копий на первый взгляд только беспорядочны - у мастера они становятся направляющими линиями, которые сходятся в определенном месте. Это схождение происходит не в одной точке, а в нескольких, расположенных все же близко друг от друга, поэтому можно говорить не о точке, а о "пятне" схода. Дальний план, который существует как фон основного действия, как самостоятельная часть, также строится ортогоналями перспективы: линии дороги имеют общую точку схода. Двойственность построения характерна для этого времени, и она пришла от предыдущей эпохи. Учелло, несмотря на свой "перспективизм", здесь не мог совершить объединение пространственных зон в том виде, как его понимали художники Высокого Возрождения. Учелло сознательно строит слитную массу тел людей и лошадей на переднем плане, тем "самым маскируя свое бессилие перед изображением среднего, плана. Он порой не мог еще решить для себя как связать гармонично дальнее и переднее, но в то же время он стремится, используя линейную систему, ликвидировать это противоречие.