Джованни Пико делла Мирандола (Pico della Mirandola) (24.2.1463,
Мирандола, близ Модены, - 17.11.1494, около Флоренции),
итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах
Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластическую традицию
аристотелизма и аверроизма, вместе с тем воспринял культуру
филологического гуманизма. Изучил древнееврейский и арабский
языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался
каббалой и "натуральной магией". В 1486 году обнародовал
"900 тезисов", взятых из всех известных ему философских
и религиозных учений, отчасти сформулированных самостоятельно,
и вызвался защитить их в Риме перед учёными христианского
мира (введением к ним явилась "Речь о достоинстве человека"
- одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия).
Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений Пико
делла Мирандола в "Апологии" (1487) и "Тезисы"
в целом; Пико делла Мирандола подвергался аресту. С 1488
году поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи
и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино; написал
комментарий к "Канцоне о любви" Дж. Бенивьени,
трактаты "Гептаплус" (1490), "О Бытии и Едином"
(1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы,
в нём углубились религиозно-мистические настроения.
Пико
делла Мирандола не завершил большинства замыслов и не привёл
в систему крайне разнородные философские мотивы, его вдохновлявшие.
Он стремился к всеобщему "примирению философов",
исходя из того, что все религии и философские школы являются
частным выявлением единой истины и могут быть примирены
в универсально понятом христианстве. Другая центральная
идея Пико делла Мирандола - особое положение ("достоинство")
человека в мироздании в силу того, что он причастен всему
земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании
со свободой выбора это даёт человеку космическую незакреплённость,
творческую способность самоопределения, уподобляющую его
богу.
Пантеистические
тенденции Пико делла Мирандола сближают его с Фичино и Николаем
Кузанским. В сочинении "Против предсказующей астрологии"
(1495) Пико делла Мирандола отверг астральный детерминизм
в пользу свободы человеческой воли; трактат этот оказал
значительное влияние на последующую натурфилософию.
Л. М. Баткин, Н. В. Кострелев.
|