Нет сомнения, что преданные искусству наши старые художники
нашли способ правильно строить сокращения при помощи линейной
перспективы, чего не умели делать раньше, и настолько
продвинули это вперед, что ныне в этом обнаруживается
уже подлинное искусство. Те же, кто это осуждает (я говорю
о наших художниках), сами этого делать не умеют и унижают
других, дабы себя возвысить. Достаточно и таких мастеров-живописцев,
кои, обладая достоинствами, все же не любят заниматься
сокращениями; тем не менее, когда они видят хорошо сделанные
трудные сокращения, они не только не порицают их, но восхваляют
в самой высокой степени.
Правда, такого рода сокращения создавали и некоторые современные
художники, причем достаточно сложные и вполне уместные,
как, например, те, что на своде, если глядеть вверх, сокращаются
и уменьшаются, а именно такие, которые мы называем сокращениями
снизу вверх и которые обладают такой мощностью, что как
бы пробивают своды. И таковые можно делать только с живой
натуры или с соответствующих моделей, расположенных на
должной высоте и в надлежащих положениях и движениях.
И нет сомнения, что в этом роде живописи при преодолении
этих трудностей можно достигнуть высочайшей прелести и
большой красоты и проявить искусство поистине потрясающее.
Вы найдете в жизнеописаниях художников, что они, работая
в этом роде, придавали подобным работам величайшую рельефность
и, доводя их до полной законченности, заслужили за это
величайшие похвалы. Это и называется сокращениями снизу
вверх, потому что фигуры расположены высоко и глаз смотрит
на них вверх, а не прямо по линии горизонта. Поэтому,
чтобы видеть их, следует поднять голову, и прежде всего
видны подошвы ног и другие нижние части, поэтому-то и
правильно именовать это упомянутым названием. |