И
для такого рода работ годятся любые краски, кроме белил,
применяющихся для работ по оштукатуренной стене, ибо они
слишком плотные. Таким образом и писались их работы и
картины, и это называлось писать темперой. Лишь синюю
краску они замешивали на мездровом клее, так как от желтка
она становилась зеленой, клей же сохранял ее сущность,
как равным образом и камедь. Того же способа придерживаются
с досками, покрытыми или не покрытыми гипсом, а при росписи
сухих стен добавляют одну или две пригоршни горячего клея,
и на нем замешивают краски, которыми и выполняют всю работу;
если же кто захочет замешать краски на клею, он может
легко это сделать, соблюдая то, что было рассказано о
темпере. Хуже от этого не будет, ибо можно увидеть работы
темперой старых наших мастеров, сохраняющие сотни лет
большую красоту и свежесть. И конечно, это видно и на
творениях Джотто, в том числе на некоторых его досках,
существующих уже двести лет и сохранившихся весьма хорошо.
Потом начали работать маслом, вследствие чего многие изгнали
темперу, хотя и теперь мы видим, что ею писали и продолжают
писать алтарные образа и другие серьезные вещи.
|