Он,
как и другие до него, работал лишь черным и белым, однако
фра Джованни веронец(1), плодотворно подвизавшийся в этой
области, значительно улучшил эти работы, окрашивая дерево
в разные цвета водой, вскипяченной с красками и впитывающимися
маслами, и получил в дереве темные и светлые тона с различными
оттенками, как в искусстве живописи, тончайшим образом
применяя в своих работах белоснежное бересклетовое дерево
для светов и бликов. Эта работа первоначально возникла
в перспективах, в которых границы плоскостей и углов были
очень четкими, а из сложенных вместе кусочков и получались
эти контуры, и вся поверхность работы казалась сделанной
из одного куска, хотя кусочков было более тысячи. Древние
выполняли эту работу также инкрустациями из дорогих камней,
что можно ясно видеть в портике Сан Пьетро, где находится
клетка с птицей на фоне из порфира и других разнообразных
камней, сложенных вместе, со всеми подробностями, вплоть
до жердочек(2). Но так как дерево гораздо мягче и обрабатывается
легче, наши мастера имели возможность обрабатывать его
в больших количествах и так, как им этого хотелось. Раньше
для изображения теней куски обугливали с одной стороны
на огне, что отлично воспроизводило тени, другие же позднее
применяли серное масло и раствор сулемы и мышьяка, чем
придавали желательный оттенок, как мы это видим в работах
фра Дамиано в Сан Доменико в Болонье(3). А так как это
искусство требует лишь такие пригодные для него рисунки,
которые заполнены постройками и предметами с прямоугольными
очертаниями, которым при помощи светлых и темных тонов
можно придавать силу и рельефность, то этим всегда занимались
люди, обладавшие больше терпением, чем умением рисовать.
Этим и объясняется обилие подобного рода работ, и хотя
этим способом и выполнялись также истории с фигурами,
пло-дами и животными, и некоторые из них действительно
очень живы, тем не менее, так как работы эти скоро чернеют
и только подражают живописи, уступая ей, к тому же не
очень долговечны, страдая от древоточца и огня, то и считается,
что не стоит терять на них время, хотя бы они были достойными
похвалы и мастерски выполнены.
|