Им выполняются все резные изделия из металла, которые
оставляются с выемками или заполняются по желанию художника.
Итак, закончив резьбу резцом, берут серебро и свинец и
делают из них на огне сплав черного цвета, очень ломкий
и весьма легко плавящийся. Он толчется и накладывается
на серебряную пластинку с резьбой, которая должна быть
хорошенько очищена; приблизив ее к огню из зеленых веток,
на нее дуют мехами так, чтобы струя воздуха попадала на
чернь, которая плавится и растапливается от жара и заполняет
все нарезки, сделанные резцом. Затем, когда серебро охладится,
скребком осторожно снимают лишнее и последовательно натирают
пемзой, руками и кожей до полной гладкости и блеска. Чудесно
производил эти работы флорентинец Мазо Финигверра(1),
в этой области редкостный мастер, о чем свидетельствуют
некоторые образцы черни во флорейтинском баптистерии Сан
Джованни, почитающиеся замечательными. От этой резьбы
резцом произошли гравюры на меди(2), столько листов которых,
как итальянских, так и немецких, мы видим теперь по всей
Италии. Ибо, подобно тому как на серебряных изделиях делались
отпечатки, заполненные чернью и глиной с добавлением серы,
так и граверы нашли способ делать отпечатки медных досок
на бумаге при помощи пресса, тем способом, каким они печатаются
и ныне. Есть и другой вид серебряных и золотых работ,
именуемый обычно эмалью; это нечто вроде смеси живописи
со скульптурой, и применяется он для сосудов, в которые
наливается вода, а эмалью украшают дно. Если работы эти
выполняют на золоте, золото необходимо тончайшее, если
же на серебре, то серебро должно быть по крайней мере
юлианской пробы. Надлежит придерживаться следующих правил,
чтобы эмаль не разливалась и оставалась только в предназначенном
месте. Перегородки из серебра следует делать такими тонкими,
чтобы сверху их не было видно. На дне жеделается плоский
обратный рельеф, с тем чтобы, когда эмаль положена, образовалась
светотень соответственно высокой и низкой врезке. Эмали
изготовляют из разноцветных стекол и закрепляют их, осторожно
обивая молоточком; а держат их в чашках с прозрачнейшей
водой отдельно и порознь одну от другой. И те, которые
применяются на золоте, отличаются от тех, которые используют
для серебра; работа же производится следующим образом:
тончайшей серебряной лопаточкой берут по отдельности эмали
и очень чисто накладывают их по своим местам и далее снова
и снова продолжают их накладывать по мере того, как их
затягивает, и ровно столько, сколько необходимо. Сделав
это, берут нарочно для этого заготовленный глиняный горшок,
со многими отверстиями и с устьем впереди. Внутрь помещают
муфолу, то есть глиняную крышечку с отверстиями, но такими,
чтобы угли не падали вниз, и, начиная от муфолы кверху,
горшок наполняется углями из бургундского дуба, которые
разжигаются обычным способом. В пустом пространстве под
вышеназванной крышкой на тончайшую железную пластинку
помещают эмалированный предмет, который постепенно нагревается,
и держат его там до тех пор, пока, расплавившись, эмали
не станут жидкими, почти как вода. Затем, после того как
предмет остыл, его чистят фрасинеллой (то есть камнем,
на котором точат железные инструменты), песком для чистки
посуды и чистой водой, пока уровень эмали не станет надлежащим.
А когда все лишнее снято, снова ставят предмет на огонь,
чтобы блеск при втором плавлении покрыл все. При другом
ручном способе полируют триполитанским гипсом и кусочком
кожи, о чем, может быть, и упоминать не стоит, но я это
уже сделал, так как и эта работа относится к живописи,
как и другие, почему мне и показалось, что это относится
к делу.
|