Амброджо был опытным колористом во фресковой
живописи, в работах же темперой применял краски с большой
умелостью и легкостью, о чем можно судить и теперь еще
по картинам, законченным им в Сиене в малой больнице,
именуемой Мона Аньеза(2), где он написал и отделал историю
с новой и прекрасной композицией. худ.А. Лоренцетти /
Житие Св.НиколаяВ большой же больнице он написал фреской
на стене Рождество Богородицы и Введение ее во храм с
отроковицами(3), а у братьев августинцев в том же городе
он расписал капитул, где на своде мы видим изображения
апостолов со свитками в руках, на которых написана составленная
каждым из них часть Символа веры, а под ними небольшие
истории изображают при помощи живописи то, что написано
вверху буквами. Рядом на большой стене находятся три истории
из жития св. Екатерины мученицы, ведущей диспут с тираном
во храме, а в середине — Страсти Христовы с распятыми
разбойниками по сторонам и Мариями внизу, поддерживающими
лишившуюся чувств деву Марию(4); произведения эти были
завершены им с очень большим изяществом и в прекрасной
манере.
В палаццо делла Синьория в Сиене он изобразил в Большом
зале также войну из-за Азиналунга, рядом же мир и разные
его проявления; там же он изобразил полную по тем временам
космографию и в том же палаццо выполнил восемь историй,
очень чисто написанных зеленой землей. Как говорят, он
отослал также и в Вольтерру доску, написанную темЛерой(5),
получившую в этом городе большое одобрение, а в Массе,
где он совместно с другими расписал фресками капеллу и
доску темперой(6), он показал горожанам, какой рассудительностью
и каким талантом обладал он в искусстве живописи. В Орвието
же он расписал фресками главную капеллу в соборе Санта
Мариа (7). После этих работ он попал во Флоренцию, где
выполнил в Сан Проколо образ, а в одной из капелл истории
из жития св. Николая малыми фигурами, в угоду некоторым
своим друзьям, пожелавшим увидеть, как он работает, и,
как опытный мастер, он выполнил эту вещь в столь короткое
время, что его известность и слава возросли бесконечно.
Работа эта, в пределле которой он написал свой портрет,
была причиной того, что в 1335 году он был приглашен в
Кортону по распоряжению епископа дельи Убертини, который
тогда был синьором города; там, в церкви Санта Маргерита,
незадолго до того выстроенной братьями францисканцами
на вершине холма, он расписал кое-что и главным образом
половину сводов и стены так хорошо, что и теперь, когда
все это почти уничтожено временем, все же видна в фигурах
прекраснейшая выразительность, и следует признать, что
он заслуженно за это восхвалялся(8).
Закончив эту работу, Амброджо возвратился в Сиену, где
и прожил в почете конец своей жизни и не только потому,
что был превосходным мастером живописи, но также и потому,
что с юности занимался и литературой, каковая стала полезной
и сладкой подругой живописи и таким украшением всей его
жизни, что, так же как и его живописное ремесло, даровала
ему всеобщую любовь и расположение. худ.А. Лоренцетти
/ Малая МаэстаИ потому он не только постоянно общался
с людьми учеными и заслуженными, но и с большой для себя
честью и пользой принимал участие в делах своей республики.
Нравы Амброджо были во всех отношениях похвальными, и
он скорее напоминал дворянина и философа, чем художника,
и, что больше всего свидетельствует о благоразумии человека,
всегда был готов удовлетвориться тем, что ему было дано
людьми и временем, и потому переносил с духом умеренным
и спокойным добро и зло, даруемые судьбой. И поистине
и сказать невозможно, сколь почтенными спутниками должны
для всех искусств почитаться благонравие и скромность
вместе с другими добрыми благоприобретенными качествами,
в особенности же для тех искусств, что имеют свое начало
в разуме, в таланте благородном и возвышенном, поэтому
каждый должен был бы заслуживать себе всеобщее расположение
своими нравами не меньше, чем своим превосходством в искусстве.
Наконец, в последние дни своей жизни Амброджо выполнил
для вящей своей славы образ в Монте Оливето ди Кьюзури(9),
вскоре после чего отошел счастливо и по-христиански к
лучшей жизни, восьмидесяти трех лет от роду. Работы его
относятся к 1340 годам.
Как уже упоминалось, Амброджо изобразил себя собственноручно
с капюшоном на голове в пределле образа в Сан Проколо.
Чего же стоил он в рисунке, можно судить по нашей книге,
где есть несколько превосходных собственноручных его вещей.
ПРИМЕЧАНИЯ
Амброджо Лоренцетти — брат Пьетро Лоренцетти
(Лаурати). Первое упоминание о нем — в 1319 г., последнее
— в 1347 г. Родился и умер в Сиене (умер, возможно, одновременно
с братом от чумы в 1348 г.). Достоверные работы: две поясные
фигуры в музее Бандини во Флоренции, четыре истории из
жития св. Николая в Уффици во Флоренции (1332), фрески
в Сиене в палаццо Пубблико (палаццо делла Синьория) (1338—1339)
и там же «Мадонна» (1340), «Иисус Христос» в Уффици (1342),
«Благовещение» (подписное) и полиптих в Сиенской пинакотеке.
Главная работа: сиенские фрески.
1 Работа не сохранилась
2 Работа не сохранилась
3 Речь идет о несохранившейся работе,
выполненной Амброджо вместе с братом Пьетро для больницы
Оспедале делла Скала (см. жиэнеописание Пьетро Лаурати).
4 Работа не сохранилась.
5 Судьба работы неизвестна.
6 Работа не сохранилась.
7 Фрески не сохранились.
8 Теперь от фресок не осталось ничего.
9 Работа не сохранилась.