Мазолино из Паникале в Вальдэльзе, ученик Аоренцо ди Бартолуччо
Гиберти(1), в юности был отличнейшим ювелиром и лучше всех
других отчищал для Лоренцо двери во время работы над ними;
был весьма ловким и стоящим мастером в изображении одежд
на фигурах и обладал в отчистке бронзы хорошей манерой и
сообразительностью. Поэтому он и при чеканке с большой сноровкой
владел особыми ударами, мягко обрабатывая как части человеческого
тела, так и одежды. Живописи он посвятил себя с девятнадцати
лет и затем занимался ею все время, научившись писать красками
у Герардо Старнины(2). Уехав в Рим учиться, он во время
пребывания своего там расписал зал старого дома Орсини на
Монте Джордано(3). Затем из-за головной боли от тамошнего
климата он возвратился во Флоренцию и изобразил в церкви
Кармине, рядом с капеллой Распятия, фигуру св. Петра, которую
и поныне там можно видеть(4). Так как она была одобрена
художниками, то и послужила причиной того, что ему была
заказана в названной церкви капелла Бранкаччи(5) с историями
из жития св. Петра, из которых он с большой тщательнос-тью
завершил одну часть, а именно на своде, где изображены четыре
евангелиста, где Христос отзывает от сетей Андрея и Петра,
где последний оплакивает свой грех отречения от Христа,
и рядом — где он произносит проповедь для обращения народов.
Изобразил он там и бурю, и кораблекрушение апостолов, и
исцеление Петром дочери своей Петрониллы от болезни. И на
той же истории он изобразил, как он с Иоанном шествует к
храму, где перед портиком сидит больной нищий, который просит
у него милостыни и которому он не может дать ни золота,
ни серебра, но которого исцеляет знамением креста. Фигуры
во всей этой работе выполнены с очень большой непосредственностью
и обладают величием манеры, мягкостью и единством колорита,
а также рельефностью и мощью рисунка. худ. Мазолино / Исцеление
нищего крестным знамениемРабота эта получила высокую оценку
за свою новизну, за наблюдательность во многих подробностях,
которые были совершенно чужды манере Джотто; однако, застигнутый
смертью, он оставил эти истории незавершенными.
Мазолино был человеком с отменнейшим талантом, отличавшимся
цельностью и легкостью в своих живописных произведениях,
которые, как мы это видим, отделаны тщательно и с большой
любовью. Это рвение и это трудолюбие, никогда его не покидавшие,
были причиной его болезненности, преждевременно пресекшей
его жизнь и столь безжалостно отнявшей его у мира. Умер
Мазолино молодым, в возрасте тридцати семи лет, обманув
те надежды, которые на него возлагали люди. Работал он приблизительно
до 1440 года(6).
Паоло Скьяво(7), написавший во Флоренции на Канто деи Гори
Богоматерь с фигурами, ноги которых изображены в ракурсе
на карнизе, очень старался следовать манере Мазолино, произведения
которого я неоднократно рассматривал и нахожу, что манера
его сильно отличается от манеры его предшественников, ибо
он внес много величия в фигуры и одежды стал изображать
мягко и с красивыми складками. Также и головы своих фигур
он стал изображать лучше, чем это делали раньше, ибо он
научился немного лучше изображать вращение глаз и многие
другие прекрасные части тела. А так как, будучи скульптором,
он стал хорошо разбираться в светотени, то отлично передавал
многие трудные ракурсы, как мы это видим и по нищему, который
просит милостыню у св. Петра и нога которого отступает назад
в таком соответствии с линиями околичностей в рисунке и
с тенями в колорите, что кажется, будто она на самом деле
пробивает стену(8). Равным образом начал Мазолино изображать
и лица женщин с более приятным выражением и одежду молодых
людей более красивой, чем это делали старые художники, а
также умел толково построить перспективу. Но лучше, чем
во всем остальном, проявил он себя в письме фресок. Действительно,
фрески его так хороши и живопись на низ настолько изящна
в оттенках и в цельности светотени, что и тела обладают
мягкостью поистине трудно вообразимой. Таким образом, если
бы он овладел полным совершенством рисунка, чего, возможно,
он и достиг бы, проживи он дольше, его можно было бы причислить
к лучшим, ибо творения его выполнены с большой непосредственностью,
отличаются величием манеры, мягкостью и единством колорита,
большой рельефностью и мощью рисунка, который, однако, еще
не во всем совершенен.
ПРИМЕЧАНИЯ
Томмазо
ди Кристофоро Фини, по прозванию Маэолино, сын маляра, —
флорентинский живописец, родился в местечке Паникале в 1383
г., умер в 1447 г. (?) С 1423 г.— в цехе медиков и аптекарей.
В 1424 г. работал в Эмполи, с 1424 г.— во Флоренции (в церкви
Кармине), в 1427 г. был в Венгрии, в 1428 г.— в Риме, в
1432 г.— в Тоди; работал также в местечке Кастильоне д'Олона
(близ Варезе, севернее Милана). Главные работы: фрески в
капелле Бранкаччи флорентинской церкви Кармине (с 1424 г.),
в приходской церкви в Эмполи (1425), в церкви Сан Фортунато
в Тоди (1432), в приходской церкви и в баптистерии Кастильоне
д'Олона (подписные, 1425 и 1432— 1435; до 1843 г. находились
под побелкой, реставрированы в 1927 г.). Им же (может быть,
в сотрудничестве с Мазаччо) написаны фрески 1428—1430 гг.
в Сан Клементе в Риме (в капелле кардинала Вранда да Кастильоне).
Другие работы: «Мадонна» в Бременской галерее (1423), «Св.
Юлиан» в Мрфици и «Пьета» в музее Энгра в Монтобане (части
триптиха Карнесекки 1425 г.), части двухстороннего триптиха
из Санта Мариа делла Неве (с 1425 г.); «Успение» и «Закладка
церкви Санта Мариа Маджоре» — теперь в неаполитанском Национальном
музее, «Св. Иоанн, Мартин, Петр и Павел» в собр. Джонсона
в Филадельфии и «Св. Либерии» — в лондонской Национальной
галерее, два «Благовещения» — (ок. 1430) в собраниях Кресс
и Гольдман в Нью-Иорке; «Распятие» и «Успение» — в Ватиканской
пинакотеке (ок. 1435).
1 Учеником Гиберти Мазолино не был. Помощником Гиберти был
другой — Томмазо ди Кристофано (ди Браччо).
2
Был ли Мазолино учеником Старнины, неизвестно.
3
Росписи дома Орсини (несохранившиеся) Вазари приписывает
также Джоттино (см. ч. I «Жизнеописаний»).
4
Фигура св. Петра не сохранилась (уничтожена в 1675 г. вместе
со св. Павлом Мазаччо).
5
Мазолино, работавшему в капелле в 1425 г., с наибольшей
степенью достоверности приписывают следующие из сохранившихся
фресок: «Грехопадение», «Проповедь св. Петра», «Воскрешение
Тавифы», «Исцеление калеки». Другие описанные Вазари фрески
не сохранились.
6
Возраст Мазолино, жившего значительно дольше, указан Вазари
неточно.
7
Паоло Скьяво (Паоло ди Стефано) — фигура не совсем ясная.
Упоминается в документах 1436 г. В том же году им выполнена
малозначительная подписная фреска во флорентинской церкви
Сан Миньято аль Монте («Мадонна со святыми»), единственная
достоверная его работа.
8
Вазари ошибочно пишет о работе не Маэолино, а Мазаччо.
|