До тридцати лет он работал под руководством Андреа и, обучаясь
у него, стал отменнейшим мастером. А так как он показал
хорошие образцы своего умения, флорентинская Синьория ему
поручила написать на дереве темперой Поклонение волхвов,
которое было помещено на средней площадке лестницы дворца
Синьории(2) и благодаря которому Пезелло приобрел большую
известность главным образом потому, что поместил там несколько
портретов и между прочими портрет Донато Аччайуоли. Он написал
также в капелле Кавальканти в церкви Санта Кроче под Благовещением
Донато пределлу с маленькими фигурками, на которой изобразил
истории из жития св.Николая(3). В доме Медичи он очень красиво
расписал животными деревянную панель, а стенки нескольких
сундуков — мелкими историями с конными турнирами, и в названном
доме можно видеть и поныне несколько полотен со львами,
выглядывающими из-за решетки и кажущимися совсем живыми;
других львов он изобразил на воле, как, например, льва,
дерущегося со змеей, а на другом полотне он написал красками
быка и лисицу вместе с другими животными, весьма подвижными
и живыми(4).худ. Пезеллино / Мадонна с младенцем в окружении
святых В церкви Сан Пьер Маджоре, в капелле Алессандри,
он выполнил четыре небольшие истории с малыми фигурами св.
Петра, св. Павла и св. Зиновия, воскрешающего сына вдовы,
а также св. Бенедикта. В церкви Санта Мариа Маджоре в том
же городе Флоренции он написал в капелле Орландини Богоматерь
и две другие прекраснейшие фигуры. Для детей сообщества
св. Георгия — Распятие, св. Иеронима и св. Франциска, а
в церкви Сан Джорджо на дереве — Благовещение.
В Пистойе, в церкви Сан Якопо, — Троицу, св. Зенона и св.
Иакова, во Флоренции же в доме горожан есть много тондо
и картин его же работы(5). Человеком Пезелло был скромным
и благородным и, если мог помочь друзьям своим, всегда делал
это ласково и охотно. Он женился молодым, и был у него сын
Франческо, прозванный Пезеллино(6), занимавшийся живописью,
подражая приемам фра Филиппо до мельчайших подробростей.
И если бы Пезеллино жил дольше, то, судя по тому, что мы
знаем, он сделал бы гораздо больше того, что сделал, ибо
был в искусстве старательным и не переставал рисовать ни
днем, ни ночью.
И действительно, можно и поныне видеть в капелле новициата
Санта Кроче под алтарным образом фра Филиппо чудеснейшую
пределлу с малыми фигурами, написанными как бы рукой самого
фра Филиппо(7). Он на писал много небольших картин с мелкими
фигурами для Флоренции, где завоевал себе известность, и
умер тридцати одного года, оставив в горести Пезелло, который
прожил еще недолго и последовал за ним семидесяти семи лет
от роду.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Джулиано
д'Арриго, прозванный Пеэелло (1367—1446), — флорентинский
живописец. С 1385 г. состоял в цехе врачей и аптекарей;
с 1390 г.— работал с А. Гадди по заказу попечительства Флорентинского
собора. В 1404 и 1424 гг. выполнял закаэы цеха Калимала,
в 1414 г. работал для Орсанмикеле. Участвовал в конкурсе
моделей купола собора, был сотрудником Гиберти, а также
Брунеллеско при строительстве купола, поэтому, может быть,
был и архитектором. Достоверных работ не сохранилось. Вазари
приписывает ему чужие работы. Франческо ди Стефано, прозванный
Пезеллино (другое прозвище — Питторе), (ок. 1422—1457),
— флорентинский живописец. Воспитанник и ученик деда (а
не отца) Пезелло, учился, возможно, и у фра Филиппо Липпи.
Единственная достоверная работа — алтарный образ для сообщества
Санта Тринита в Пистойе, законченный фра Филиппо Липпи (находится,
недавно собранный, в лондонской Национальной галерее). Приписывается
много работ: среди них росписи кассонов и пределлы в Бергамскои
академии Каррара («История Гризельды»), лондонской Национальной
галерее, музее Гарднера в Бостоне («Триумфы Петрарки»),
а также история Давида в музеях Канзас-Сити и Кембриджа
(США) и в частной коллекции А. Лойда (Англия), Распятие
в Эстергоме (Галерея), Мадонны в Дрезденской галерее, Париже
(Лувр), Бостоне (музей Гарднера), Нью-Иорке (Метрополитен-музей),
Альтенбурге (музей Линденау).
1 Вазари делает несколько грубых ошибок: Пезелло звали не
Франческо, в Джулиано, умер он почти 80 лет и подражать
значительно более молодым Филиппо Лип Андреа Кастаньо не
мог, как не мог быть и учеником последнего.
2
Поклонение волхвов», находящееся теперь в Уффици, приписьшается
Козимо Россели.
3
Пределла сохранилась и находится теперь во флорентинском
музее Каза Буонароти , но приписывается живописцу Джованни
ди Франческо дель Червельера (см. биографию Андреа Кастаньо,
прим. 18). Портрет Аччайуоли не сохранился.
4
О судьбе росписей из дома Медичи сведений нет, сохранившиеся
работы подобного рода приписываются не Пезелло, а Франческо
Пезеллино.
5
Из перечисленных работ ни одна достоверно Пезелло не принадлежит:
«Благовещение» (теперь в Уффици) принадлежит Алессо Бальдовинетти,
«Троица со святыми» (теперь в Лондонской Национальной галерее)
— работа Франческо Пезеллино.
6
Франческо Пезеллино был внуком Джулиано Пезелло.
7
Пределла сохранилась и приписывается Франческо Пезеллино
(две ее части теперь в Лувре, три под алтарным образом Филиппо
Липпи в Уффици).
|