Залы
обширны и великолепны, апартаменты же жилых помещений исключительно
удобны и достойны своего назначения, короче говоря, весь
дворец этот так прекрасен и так хорошо построен, как никакой
другой когда-либо выстроенный. Франче был величайшим инженером,
главным образом по военным машинам, что он и доказал фризом,
расписанным им собственноручно в названном урбинском дворце(4)
и целиком заполненным подобными редкостными вещами, относящимися
к войне. Он разрисовал также несколько книг, переполненных
подобными орудиями, лучшая из которых хранится синьором
герцогом Козимо деи Медичи вместе с самыми дорогими для
него вещами(5). Он старался понять военные машины и орудия
древних с такой любознателыюстью и исследовал способы, применявшиеся
древними в амфитеатрах и тому подобных вещах, с таким рвением,
что из-за этого меньше занимался скульптурой, хотя это приносило
и принесло ему не меньше чести, чем могла принести скульптура.
За всё это он стал столь приятен названному герцогу Федериго,
портреты которого он сделал и на медалях и в живописи(6),
что, когда возвратился в Сиену на свою родину, то был осыпан
в равной степени и почестями и благодеяниями. Для папы Пия
II он сделал все проекты и модели дворца и епископства в
Пиенце, на родине названного папы, и в городе, им созданном
и названном по его имени Пиенцей вместо прежнего его названия:
Корсиньяно(7). Постройки эти были для такого местечка, настолько
это было возможно, великолепны и достойны своего назначения.
Франческо сделал также план и укрепления названного города
и вместе с тем и дворец и лоджию того же первосвященника.
И с тех пор он все время жил в почете, а в родном городе
пользовался почетом синьоров, его верховных правителей.
Достигнув, наконец, сорокасемилетнего возраста, он скончался.
Работы его относятся приблизительно к 1480 году. После него
остался его товарищ и любимейший друг Якопо Коццарелло(8),
занимавшийся скульптурой и архитектурой и выполнивший несколько
деревянных фигур в Сиене, а в области архитектуры — церковь
Санта Мариа Маддалена, что за воротами, ведущими в Туфи,
оставшуюся незавершенной из-за его смерти. худ. Л. ди Пьетро
/ Бл. Августин, облачающий ректора госпиталяМы же обязаны
ему и тем, что от него получен нами портрет вышеназванного
Франческо, написанный им собственноручно. Франческо этот
заслуживает великой благодарности за то, что он облегчил
архитектурное дело и принес в нем пользы больше кого бы
то ни было – от Филиппо ди сер Брунеллеско и до его времени.
Был сиенцем и равным образом весьма прославленным скульптором
Лоренцо ди Пьетро Векьетта, который сначала был весьма ценившимся
золотых дел мастером, а в конце концов посвятил себя скульптуре
и бронзовому литью; в искусства эти он вложил столько старания,
что стал мастером превосходным и ему был заказан бронзовый
табернакль главного алтаря собора в Сиене, на его родине(9)
с теми украшениями из мрамора, которые мы видим там и поныне.
Литье это, получившееся дивным, завоевало ему славу и широчайшую
известносгь благодаря пропорциональности и изяществу всех
частей. И тот, кто хорошо рассмотрит это произведение, подметит
в нем хороший рисунок и что мастер его был человеком выдающимся,
обладавшим вкусом и опытносгью. Он же прекрасно отлил из
металла для капеллы сиенских живописцев в большой больнице
делла Скала нагого Христа с крестом в руке, высотой с живого
человека; работа этв, отлично вылитая, с такими же любовью
и тщательностью и отчищена. В том же доме, в помещении для
паломников, находится история, написанная Лоренцо красками,
а над дверями в церкви Сан Джованни — арка с фигурами, написанными
фреской. А так как крещальная купель оставалась незавершенной,
он сделал для нее несколько бронзовых фигурок и закончил
там, также из бронзы, историю, начатую ранее Донателло.
Там же в свое время выполнил две бронзовые истории и Якопо
делла Фонте, манере которого Лоренцо всегда подражал как
только мог. Лоренцо этот довел названную купель до последнего
совершенства, поместив там также несколько фигур, которые
были некогда вылиты До-нато, но которые он полностью закончил
и которые считались очень красивыми. Для лоджии дельи Уффичали
в Банки Аоренцо выполнил из мрамора во весь естественный
рост св. Петра и св. Павла, высеченных с величайшим изяществом
и отделанных с большой опытностью(10). Работы свои он обрабатывал
так, что заслужил много похвал как при жизни, так и после
смерти. Был он человеком мрачным и нелюдимым, постоянно
пребывавшим в размышлениях, что и послужило, быть может,
причиной тому, что он не прожил дольше, отойдя к иной жизни
пятидесяти восьми лет. Работал он приблизительно до 1482
года(11).
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Франческо
Маурицио ди Джорджо ди Мартино Поллайоло (1439 -1502) -
сиенский живописец, скульптор, архитектор, инженер, теоретик.
Ученик Векьетты, до 1475 г. работал в мастерской сиенского
живописца Нероччо, с которым вместе написал сцены из жития
св. Бенедикта (теперь в Уффици) и «Благовещение» (в Нью-Хавенсском
университете США). Кроме Сиены работал в Урбино (при дворе
герцога Федериго да Монтефельтро), Анконе, Иеэи, Неаполе,
был в 1490 году с Леонардо да Винчи экспертом на строительстве
соборов в Милане и Павии.
Живописные работы: «Благовещение», «Венчание Богоматери»
и «Рождество» (Сиенская пинакотека), еще два «Рождества»
(в сиенской церкви Сан Доменико и нью-йоркском Метрополитен-музее);
«Мадонны» в Сиенской пинакотеке, в Музее изящных искусств
в Бостоне и в Пикардийском музее в Амьене; росписи кассонов,
рисунки в Лувре, Уффици. Скульптурные работы: три бронзовых
рельефа («Пьета» в церкви Кармине в Венеции, «Бичевание
Христа» в галерее Перуджи, «Несогласие» в Музее Виктории
и Альберта в Лондоне), два бронэовых ангела и херувим в
Сиенском соборе, медали с изображением герцога Федериго
Урбинского и др. Архитектурные работы: церковь Мадонна дель
Кальчинайо близ Кортоны, ратуши в Анконе и Иези, церковь
Сан Бернардино в Урбино, перестройка дворца в Губбио. Инженерные
работы: крепости в раэных местах Италии (Сассокорвато, Сан
Лео, Кальи и др.). Теоретический труд: трактат об архитектуре
(издан в 1841 г. в Турине).
Лоренцо ди Пьетро, прозванный Векьетта (1412—1480), — сиенский
живописец и скульптор. Живописные работы: фрески в больнице,
в больничной церкви, в баптистерии и в палаццо Коммунале
в Сиене; Мадонны в Мрфици и Сиенской пинакотеке, триптих
(«Вознесение Богоматери») в соборе г. Пьенцы и Мадонна (в
музее, там же); росписи на дверцах ковчежца для мощей («Страсти
Христовы» — в Сиенской пинакотеке). Скульптурные работы:
мраморные фигуры апостолов Петра и Павла в Лоджии деи Мерканти,
табернакль алтаря собора, бронзовый Христос в больничной
церкви в Сиене, бронзовая фигура с надгробия Мариано Соццини
и деревянная статуя св. Бернардина (обе в Барджелло).
1 В первом издании биография начиналась так: «Иэ прирожденных
добродетеле ничто не украшает так на свете, как благородство
и добронравие, ибо они обладают такой силой, что могут с
любой глубины возвысить до вершины любой эаблудший талант
или ум благородный. Поэтому все те, кто общаются с подобными
людьми, только увлекаются и всеми другими их добрыми качествами,
помимо прирожденного их таланта, но и покоряются зрелищем
стольких произрастающих на единой сочных плодов, запах и
вкус которых сохраняется в памяти человеческой и после смерти,
и становятся они предметом воспоминаний, которые постоянно
о них пишут, подобно этому и деяния Франческо ди Джорджо
действительно достойны восхваления и описания.
2
Бронзовые ангелы в Сиенском соборе (одна из последних и
лучших скульптурных работ Франческо ди Джорджо) сохранились.
3
Дворец Федериго да Монтефельтро в Урбино был перестроен
архитектором Лучаной Лаураной, уроженцем Далмации, Франческо
ди Джорджо выстроил при дворце лишь большие конюшни (как
он сам об этом пишет в своем трактате), а, может быть, продолжал
работы Лаураны в самом дворце.
4
Фриз (не живописный, а скульптурный) сохранился; выполнен
миланским скультором Амброджо Бароччи частично по рисункам
Франческо ди Джорджо.
5
Речь идет о трактате Франческо ди Джорджо, где он уделяет
внимание и военно-инженерному искусству.
6
Сохранилась медаль работы Франческо ди Джорджо с изображением
герцога Федериго да Монтефельтро.
7
Ошибка Вазари. Корсиньяно был перестроен в Пиенцу архитектором
Бернардо Росселино (см. его биографию ниже).
8
Якопо Коццарелло (Джакомо ди Бартоломео ди Марко Коццарелли
(1453— 1515) — сиенский скульптор и архитектор, выстроил
палаццо дель Маньифико (Петруччи) в Сиене; в сиенских церквах
хранятся его полихромные терракоты: фигуры св. Николая (в
Сант Агостино), св. Сигизмунда (в Кармине), св. Винченция
(в Санто Спирито) и «Пьета» (в Оссерванце). Работал также
в бронзе, лил колокола и пушки.
9
Бронзовый табернакль (киворий) сохранился.
10
Почти все перечисленные Вазари работы Векьетты сохранились
(бронзовый табернакль, статуя Христа, фрески в сиенской
больнице, мраморные статуи Петра и Павла). О купели в сиенском
баптистерии Сан Джованни см. также биографии Донателло и
Якопо делла Кверча
11
Даты Вазари неточны.
|