обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
Жизнеописание КОЗИМО РОССЕЛЛИ,
(Cosimo Rosselli) флорентийскогоживописца

Многие люди доставляют себе бесчестное удовольствие, насмехаясь и издеваясь над другими, и это в большинстве случаев оборачивается им же в ущерб, примерно так же как Козимо Росселли обернул против них же самих насмешки тех, кто пытался очернить труды его. Козимо этот, хотя и не был для своего времени живописцем редкостным и превосходным, но работы его все же были дельными.
В юности своей он расписал во Флоренции в церкви Сант Амброджо доску, что по правой руке, как войдешь в церковь, а также три фигуры над аркой у монахинь Сан Якопе далле Мурате(1). Он выполнил в церкви сервитов во Флоренции алтарный образ капеллы св. Варвары, а в первом дворе перед входом в церковь написал фреской историю, как блаженный Филипп получает одеяние Богоматери(2). Для монахов в Честелло он написал на дереве образ главного алтаря, а в капелле той же церкви еще один и равным образом тот, что в церковке, что над монастырем св. Бернардина при въезде в Честелло. Он расписал хоругвь для детей сообщества того же св. Бернардина, а другую — для сообщества св. Георгия, где изобразил Благовещение(3).


 


Для вышеназванных монахинь Сант Амброджо он расписал капеллу Чуда св. даров; работа эта очень хороша и считается лучшей из в его произведений, находящихся во Флоренции: он изобразил там на плошади, названной церкви процессию во главе с епископом, несущим киворий вкотором произошло названное чудо, и в сопровождении духовенства и бесчисленного множества граждан и женщин в одеждах того времени. Помимо многих других там изображен с натуры Пико делла Мирандола настолько хорошо, что он кажется не написанным, а живым(4). В Лукке в церкви Сан Мартино, как войдешь в нее через малые двери главного фасада, по правую руку, он изобразил, как Никодим вырезает из дерева распятие, а затем везет его в Лукку морем на корабле и по суше в повозке; на произведении этом много портретов, и в частности портрет Паоло Гвиниджи, выполненный им по глиняному бюсту, который был вылеплен Якопо делла Фонте, когда тот работал над гробницей жены Паоло(5). В церкви Сан Марко во Флоренции для капеллы сукнопрядильщиков он написал на доске посредине святой Крест, а по сторонам — св. Марка, св. Иоанна Евангелиста, св. Антонина, архиепископа флорентинского, и другие фигуры(6). После чего, будучи вызван вместе с другими живописцами — Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, аббатом из Сан Клементе, Лукой из Кортоны и Пьеро Перуджино для работы, производившейся папой Сикстом IV в дворцовой капелле, он написал там собственноручно три истории, а именно: потопление фараона в Чермном море, проповедь Христа на Тивериадском озере и последнюю Вечерю апостолов со Спасителем, где, изобразив в перспективе восьмигранныи стол, а над ним такой же восьмиугольный потолок и очень хорошо показав их сокращения, он доказал, что понимает это искусство не хуже других.(7) Говорят , что папа установил награду, предназначавшуюся тому, кто, по суждению этого первосвященника, лучше всех справился с этими росписями. И вот, когда они были закончены, его святейшество отправился взглянуть на эти истории, которые каждый из живописцев старался сделать достойными названной награды и чести. Козимо же, чувствуя себя слабым в выдумке и рисунке, попытался скрыть свой недостаток, покрыв тончайшими лессировками из ультрамарина и других ярких красок и подцветив историю обильной позолотой, так, что там не было ни дерева, ни травинки, ни одежды, ни облака, оставшихся неподцвеченными, так как он был уверен, что папа, мало понимая в этом искусстве, должен будет присудить ему награду как победителю.
Когда пришел день, в который надлежало открыть все работы, посмотрели и на его работу и при громком смехе и шутках всех остальных художников начали над ней измываться и издеваться, поднимая его на смех, вместо того чтобы пожалеть его. Но в конце концов в дураках остались они, ибо такие краски, как и предполагал Козимо, сразу же так ослепили глаза папы, кототорый в подобных вещах плохо разбирался, хотя очень их любил, что он признал работу Козимо гораздо лучшей, чем у всех остальных.худ. К. Росселли / Мадонна с младенцем в окружении херувимов И потому, распорядившись, чтобы награда была выдана ему, он приказал всем остальным покрыть их живопись самой лучшей лазурью, какую только они смогут найти, и тронуть ее золотом, чтобы она расцветкой и своим богатством была похожа на живопись Козимо. И вот бедные живописцы, в отчаянии от необходимости угождать недостаточному пониманию святого отца, начали портить все хорошее, что было ими сделано. А Козимо посмеялся над теми, кто недавно еще смеялся над ним.
Возвратившись после этого во Флоренцию с кое-какими деньжонками, он начал жить спокойно, работая, как обычно, в содружестве с тем Пьеро, своим учеником, которого всегда звали Пьеро ди Козимо(8) и который помогал ему работать в Риме в Сикстинской капелле, написав там помимо других вещей пейзаж с проповедью Христа, признанной лучшей из всех работ, которые там находятся. С ним работал также Андреа ди Козимо, имевший большое пристрастие к гротескам(9). Наконец, в 1484 году(10), прожив шестьдесят восемь лет, Козимо умер, изнуренный продолжительной болезнью, и был похоронен в Санта Кроче сообществом св.Бернарда.
Он настолько увлекался алхимией, что все, что у него было, истратил на неё попусту, как это случается со всеми, кто только этим занимается, и в конце концов она извела его заживо, превратив его из зажиточного человека, каким он был, в самого последнего нищего. Рисовал Козимо отличнейшим образом, о чем можно судить по нашей книге и не только по тому листу, где нарисована история с вышеназванной проповедью, выполненной им в Сикстинской капеллле, но и по многим другим рисункам карандашом и светотенью. А портрет его в названной книге выполнен рукой Аньоло ди Доннино,живописца и ближайшего его друга;(11) Аньоло этот был весьма прилежным в своих работах, о чем, помимо рисунков, можно судить по лоджии приюта св.Бонифация, где в парусе свода им написана фреска с изображением Троицы, а около дверей названного приюта, в когором теперь размещены подкидыши, написаны им же несколько бедняков и встречающий их начальник приюта, выполненные очень хорошо, а также несколько женщин. Жил он, терпя лишения и тратя все свое время на рисунки, которые он так ни к чему и не применял, и в конце концов умер в такой бедности, что дальше идти некуда. После Козимо, к которому возвращаюсь, остался один только сьн, который был дельным строителем и архитектором.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

Козимо Росселли (1439-1507) принадлежал к старинному семейству, живописец. Работал в мастерской Нери ди Биччи; в 1481-1484 гг. - в Риме, где участвовал в росписи Сикстинской капеллы. Во Флоренции - эксперт при обсуждении проектов фасада собора, фресок Алессо Бальдовинетти, при выборе места для статуи «Давида» Микеланджело; был душеприказчиком Бенедетто да Майано.
Первая датированная работа: «Мадонна со св. Анной и святыми» (1471, музей в Берлине). Другие работы: фрески в Сикстинской капелле в Риме во дворе монастыря Сантиссима Аннунциата во Флоренции и в Сант Амброджо (там же) и в соборе г. Лукки: «Благовещение» (Лувр), «Венчание Богоматери» (музей Бандини во Фьезоле), «Св. Варвара» (Флорентинская академия), «Мадонна» (там же), «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Мадонна с ангелами» (все три в Уффици). «Мадонна» и «Положение во гроб» (Берлин). Выполнял и мелкие работы: золотил подсвечники, делал занавеси для балдахинов и т. п.
1 Образ в Сант Амброджо («Успение Богоматери») сохранился на прежнем месте. Работа в Сан Якопо не сохранилась.

2 Алтарный образ со св. Варварой, Иоанном Крестителем и св. Матфеем находятся теперь во Флорентийской академии. Фрески во дворе церкви сервитов Сантиссима Аннунциата также сохранились.

3 В Честелло, в церкви, носящей теперь название Санта Мариа Маддалена деи Пацци, сохранилось «Венчание Богоматери» Козимо Росселли. Об обеих хоругвях сведений нет.

4 Фрески в Сант Амброджо сохранились и деиствительно принадлежат к лучшим работам КозимоРосселли

5 Фрески в церкви Сан Мартино (соборе) в Лукке сохранились, но не принадлежат Козимо Росселли (близки по манере к Боттичелли).

6 Работа находилась позднее в частных собраниях и была продана с аукциона в 1922 году. Далънейшая ее судьба неизвестна.

7 В Сикстинской капелле находятся следующие фрески Козимо Росселли: «Моисей разбивает скрижали», «Тайная вечеря» и «Нагорная проповедь». «Потопление фараона» Вазари приписывает ему неправильно.

8 Биографию Пьеро ди Козимо см. в ч. III «Жизнеописаний».

9 Об Андреа ди Козимо (Фельтрино) см. биографию Морто да Фельтре в ч. III «Жизнеописаний».

10 Год смерти указан неправильно.

11 Аньоло ди Доменико ди Доннино (1466—1513) — флорентинский живописец. Все его работы (фрески в приюте св. Бонифация, в палаццо Подеста и др.) погибли.


наверх