Для вышеназванных монахинь Сант Амброджо он расписал капеллу
Чуда св. даров; работа эта очень хороша и считается лучшей
из в его произведений, находящихся во Флоренции: он изобразил
там на плошади, названной церкви процессию во главе с епископом,
несущим киворий вкотором произошло названное чудо, и в сопровождении
духовенства и бесчисленного множества граждан и женщин в
одеждах того времени. Помимо многих других там изображен
с натуры Пико делла Мирандола настолько хорошо, что он кажется
не написанным, а живым(4). В Лукке в церкви Сан Мартино,
как войдешь в нее через малые двери главного фасада, по
правую руку, он изобразил, как Никодим вырезает из дерева
распятие, а затем везет его в Лукку морем на корабле и по
суше в повозке; на произведении этом много портретов, и
в частности портрет Паоло Гвиниджи, выполненный им по глиняному
бюсту, который был вылеплен Якопо делла Фонте, когда тот
работал над гробницей жены Паоло(5). В церкви Сан Марко
во Флоренции для капеллы сукнопрядильщиков он написал на
доске посредине святой Крест, а по сторонам — св. Марка,
св. Иоанна Евангелиста, св. Антонина, архиепископа флорентинского,
и другие фигуры(6). После чего, будучи вызван вместе с другими
живописцами — Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, аббатом
из Сан Клементе, Лукой из Кортоны и Пьеро Перуджино для
работы, производившейся папой Сикстом IV в дворцовой капелле,
он написал там собственноручно три истории, а именно: потопление
фараона в Чермном море, проповедь Христа на Тивериадском
озере и последнюю Вечерю апостолов со Спасителем, где, изобразив
в перспективе восьмигранныи стол, а над ним такой же восьмиугольный
потолок и очень хорошо показав их сокращения, он доказал,
что понимает это искусство не хуже других.(7) Говорят ,
что папа установил награду, предназначавшуюся тому, кто,
по суждению этого первосвященника, лучше всех справился
с этими росписями. И вот, когда они были закончены, его
святейшество отправился взглянуть на эти истории, которые
каждый из живописцев старался сделать достойными названной
награды и чести. Козимо же, чувствуя себя слабым в выдумке
и рисунке, попытался скрыть свой недостаток, покрыв тончайшими
лессировками из ультрамарина и других ярких красок и подцветив
историю обильной позолотой, так, что там не было ни дерева,
ни травинки, ни одежды, ни облака, оставшихся неподцвеченными,
так как он был уверен, что папа, мало понимая в этом искусстве,
должен будет присудить ему награду как победителю.
Когда пришел день, в который надлежало открыть все работы,
посмотрели и на его работу и при громком смехе и шутках
всех остальных художников начали над ней измываться и издеваться,
поднимая его на смех, вместо того чтобы пожалеть его. Но
в конце концов в дураках остались они, ибо такие краски,
как и предполагал Козимо, сразу же так ослепили глаза папы,
кототорый в подобных вещах плохо разбирался, хотя очень
их любил, что он признал работу Козимо гораздо лучшей, чем
у всех остальных.худ. К. Росселли / Мадонна с младенцем
в окружении херувимов И потому, распорядившись, чтобы награда
была выдана ему, он приказал всем остальным покрыть их живопись
самой лучшей лазурью, какую только они смогут найти, и тронуть
ее золотом, чтобы она расцветкой и своим богатством была
похожа на живопись Козимо. И вот бедные живописцы, в отчаянии
от необходимости угождать недостаточному пониманию святого
отца, начали портить все хорошее, что было ими сделано.
А Козимо посмеялся над теми, кто недавно еще смеялся над
ним.
Возвратившись после этого во Флоренцию с кое-какими деньжонками,
он начал жить спокойно, работая, как обычно, в содружестве
с тем Пьеро, своим учеником, которого всегда звали Пьеро
ди Козимо(8) и который помогал ему работать в Риме в Сикстинской
капелле, написав там помимо других вещей пейзаж с проповедью
Христа, признанной лучшей из всех работ, которые там находятся.
С ним работал также Андреа ди Козимо, имевший большое пристрастие
к гротескам(9). Наконец, в 1484 году(10), прожив шестьдесят
восемь лет, Козимо умер, изнуренный продолжительной болезнью,
и был похоронен в Санта Кроче сообществом св.Бернарда.
Он настолько увлекался алхимией, что все, что у него было,
истратил на неё попусту, как это случается со всеми, кто
только этим занимается, и в конце концов она извела его
заживо, превратив его из зажиточного человека, каким он
был, в самого последнего нищего. Рисовал Козимо отличнейшим
образом, о чем можно судить по нашей книге и не только по
тому листу, где нарисована история с вышеназванной проповедью,
выполненной им в Сикстинской капеллле, но и по многим другим
рисункам карандашом и светотенью. А портрет его в названной
книге выполнен рукой Аньоло ди Доннино,живописца и ближайшего
его друга;(11) Аньоло этот был весьма прилежным в своих
работах, о чем, помимо рисунков, можно судить по лоджии
приюта св.Бонифация, где в парусе свода им написана фреска
с изображением Троицы, а около дверей названного приюта,
в когором теперь размещены подкидыши, написаны им же несколько
бедняков и встречающий их начальник приюта, выполненные
очень хорошо, а также несколько женщин. Жил он, терпя лишения
и тратя все свое время на рисунки, которые он так ни к чему
и не применял, и в конце концов умер в такой бедности, что
дальше идти некуда. После Козимо, к которому возвращаюсь,
остался один только сьн, который был дельным строителем
и архитектором.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Козимо
Росселли (1439-1507) принадлежал к старинному семейству,
живописец. Работал в мастерской Нери ди Биччи; в 1481-1484
гг. - в Риме, где участвовал в росписи Сикстинской капеллы.
Во Флоренции - эксперт при обсуждении проектов фасада собора,
фресок Алессо Бальдовинетти, при выборе места для статуи
«Давида» Микеланджело; был душеприказчиком Бенедетто да
Майано.
Первая датированная работа: «Мадонна со св. Анной и святыми»
(1471, музей в Берлине). Другие работы: фрески в Сикстинской
капелле в Риме во дворе монастыря Сантиссима Аннунциата
во Флоренции и в Сант Амброджо (там же) и в соборе г. Лукки:
«Благовещение» (Лувр), «Венчание Богоматери» (музей Бандини
во Фьезоле), «Св. Варвара» (Флорентинская академия), «Мадонна»
(там же), «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Мадонна
с ангелами» (все три в Уффици). «Мадонна» и «Положение во
гроб» (Берлин). Выполнял и мелкие работы: золотил подсвечники,
делал занавеси для балдахинов и т. п.
1 Образ в Сант Амброджо («Успение Богоматери») сохранился
на прежнем месте. Работа в Сан Якопо не сохранилась.
2
Алтарный образ со св. Варварой, Иоанном Крестителем и св.
Матфеем находятся теперь во Флорентийской академии. Фрески
во дворе церкви сервитов Сантиссима Аннунциата также сохранились.
3
В Честелло, в церкви, носящей теперь название Санта Мариа
Маддалена деи Пацци, сохранилось «Венчание Богоматери» Козимо
Росселли. Об обеих хоругвях сведений нет.
4
Фрески в Сант Амброджо сохранились и деиствительно принадлежат
к лучшим работам КозимоРосселли
5
Фрески в церкви Сан Мартино (соборе) в Лукке сохранились,
но не принадлежат Козимо Росселли (близки по манере к Боттичелли).
6
Работа находилась позднее в частных собраниях и была продана
с аукциона в 1922 году. Далънейшая ее судьба неизвестна.
7
В Сикстинской капелле находятся следующие фрески Козимо
Росселли: «Моисей разбивает скрижали», «Тайная вечеря» и
«Нагорная проповедь». «Потопление фараона» Вазари приписывает
ему неправильно.
8
Биографию Пьеро ди Козимо см. в ч. III «Жизнеописаний».
9
Об Андреа ди Козимо (Фельтрино) см. биографию Морто да Фельтре
в ч. III «Жизнеописаний».
10
Год смерти указан неправильно.
11
Аньоло ди Доменико ди Доннино (1466—1513) — флорентинский
живописец. Все его работы (фрески в приюте св. Бонифация,
в палаццо Подеста и др.) погибли.
|