Отнюдь
не считая себя лучшим живописцем в мире и желая, чтобы Андреа
научился большему, чем знал он сам, Скварчоне заставлял
его очень много упражняться на слепках, отлитых с античных
изваяний, а также на живописных картинах, каковые холсты
он выписывал из разных мест, в особенности же из Тосканы
и из Рима. Таким образом, при помощи этих, а также и других
приемов Андреа многому научился в своей юности. Немалой
помощью и побуждением к науке послужило ему соревнование
с другими учениками его приемного отца и учителя: с болонцем
Марко Дзоппо, с Дарио из Тревизо и с падуанцем Никколо Пиццоло.
После того как Андреа, которому в то время еще не исполнилось
семнадцати лет, написал образ главного алтаря в церкви Санта
София в Падуе, вещь, которая кажется исполненной старым
опытным художником, а не юношей, Якопо Скварчоне получил
заказ на роспись капеллы св. Христофора, что в церкви августинских
братьев-отшельников в Падуе, и поручил ее вышеназванному
Никколо Пиццоло и Андреа. Никколо написал в ней бога-отца,
восседающего во славе в окружении учителей церкви, и его
росписи считались впоследствии не уступающими по качеству
работам Андреа в той же капелле(4). И действительно, если
бы Никколо, который сделал мало вещей, но исключительно
хорошие, получал столько же радостей от живописи, как от
игры оружием, из него вышел бы отличный художник и он бы
дольше прожил на этом свете, ибо, находясь всегда при оружии
и имея много врагов, он однажды, возвращаясь с работы, подвергся
нападению и был предательски убит. Насколько я знаю, от
него не осталось других вещей, если не считать еще одного
изображения бога-отца(5) в капелле Урбана Префекта(6).
Итак, Андреа, оставшись один, исполнил в означенной капелле
четырех евангелистов, которых очень хвалили(7). А так как
из-за этих и других вещей стали от Андреа ожидать очень
многого и надеялись, что из него выйдет то, что и вышло
в действительности, венецианский живописец Якопо Беллини,
отец Джентиле и Джованни и соперник Скварчоне, решил выдать
за Андреа одну из своих дочерей, сестру Джентиле.худ. А.
Мантенья / Распятие Когда об этом услыхал Скварчоне, он
так разгаевался на Андреа, что они навсегда остались врагами;
и насколько прежде Скварчоне всегда хвалил работы Андреа,
настолько он с тех пор всегда стал их открыто осуждать(8),
больше же всего он без зазрения совести осуждал живопись
Андреа в упомянутой нами капелле св. Христофора, говоря,
что это вещи плохие, ибо в них художник подражал античным
мраморам, на которых нельзя в совершенстве научиться живописи,
так как камни всегда сохраняют свойственную им твердость
и никогда не имеют мягкой нежности тел и живых предметов,
которые гнутся и совершают разные движения; причем он прибавлял,
что Андреа гораздо лучше исполнил бы эти фигуры и они были
бы более совершенны, если бы он их сделал цвета мрамора,
а не такими пестрыми, ибо вещи эти кажутся не живыми, а
скорее похожими на древние мраморные статуи или нечто в
этом роде.
Такого рода упреки ранили душу Андреа, но, с другой стороны,
они оказались для него очень полезными, ибо, зная, что Скварчоне
был в значительной степени прав, он принялся за изображение
живых людей и настолько в этом преуспел, что в одной из
картин, которую ему оставалось сделать в этой капелле, он
показал свое умение извлекать из живых и созданных природою
вещей столько же хорошего, сколько и из произведений искусства.
Однако при всем этом Андреа всегда придерживался того мнения,
что хорошие античные статуи более совершенны и обладают
более прекрасными частями, чем мы это видим в природе, принимая
во внимание, что, поскольку он мог судить и поскольку он
это наблюдал в статуях, отличные мастера, их создавшие,
извлекали из многих живых людей всё совершенство природы,
которая очень редко собирает и сочетает в одном и том же
теле всю красоту; что поэтому-то и необходимо заимствовать
одну ее часть от одного тела, другую — от другого. Помимо
всего этого, статуи казались ему более законченными и более
точными в передаче мускулов, вен, жил и других деталей,
которые природа часто не так ясно обнаруживает, прикрывая
некоторые резкости нежностью и мягкостью плоти, не говоря,
конечно, о каких-нибудь старческих или изможденных телах,
которых, впрочем, художники избегают и по другим причинам.
Как можно убедиться, он охотно применял эти взгляды в своих
произведениях, в которых действительно видна несколько режущая
манера, подчас напоминающая скорее камень, чем живое тело.
Как бы то ни было, Андреа в этой последней истории, которая
бесконечно всем понравилась, изобразил Скварчоне в виде
нелепой фигуры толстого солдата с копьем и мечом в руках.
Точно так же он включил туда портреты cвоих лучших друзей:
флорентинца Нофери, сына мессера Паллы Строцци; мессера
Джироламо делла Валле, отличнейшего врача; мессера Бонифацио
Фудзимелига, доктора прав; Николо, ювелира папы Иннокентия
VIII, и Бальдассаре да Леччо — всех их он изобразил одетыми
в белые вороненые и блестящие доспехи, какие бывают в действительности,
и все они написаны поистине в прекрасной манере. Там же
он изобразил кавалера мессера Бонрамино, а также некоего
венгерского епископа, совершенного чудака, который целыми
днями бродяжничал по Риму, а затем по ночам, наподобие скота,
забирался на ночлег в стойла. Там же он еще изобразил Марсилио
Паццо в образе палача, отрубающего голову св. Якову(9),
а также самого себя(10). В общем произведение это благодаря
своим высоким достоинствам приобрело ему величайшее имя.
Кроме того, пока Андреа расписывал эту капеллу, он исполнил
образ для алтаря св. Луки в церкви Санта Джустина, а затем
написал фреску в арке над вратами церкви Сант Антонио, которую
он подписал своим именем(11). худ. А. Мантенья / Святое
семействоВ Вероне он исполнил образ для алтаря св. Христофора
и св. Антония, а также на углу Пьяцца ди Палья — несколько
фигур(12). В церкви Санта Мариа ин Органо для монахов ордена
Монте Оливето он написал образ для главного алтаря — прекрасную
вещь, а также алтарный образ в церкви Сан Дзено(13). Помимо
ряда других вещей Мантенья, находясь в Вероне, работал над
заказами для разных мест; так, он послал одному аббату во
Фьезоле, своему другу и родственнику, картину, на которой
была полуфигура Мадонны с младенцем на руках и несколькими
головами поющих ангелов, исполненных с удивительным изяществом;
картина эта ныне находится в библиотеке этого монастыря
и всегда слыла как в то время, так и впоследствии редчайшим
произведением(14).
А так как во время своего пребывания в Мантуе он был одним
из ближайших слуг маркиза Лодовико Гонзаги, этот синьор,
который всегда очень Ценил таланты Андреа и ему покровительствовал,
заказал ему для капеллы мантуанского замка на дереве маленькую
картину, на которой Андреа изобразил истории с фигурами
небольшими, но прекрасно исполненными. В том же дворце он
написал много фигур, в сокращении снизу вверх, заслуживших
высокие похвалы, ибо, хотя его способ изображения одежд
был жестковат и мелочен и вообще его манера была несколько
суховатой, каждый предмет тем не менее исполнен с большим
искусством и старанием(15).
Для этого же маркиза он написал в одной зале дворца Сан
Себастьяно в Мантуе Триумф Цезаря — лучшую из когда-либо
им исполненных вещей(16). В этом произведении можно видеть,
как при помощи прекраснейшего размещения композиции в триумфальное
шествие включены: красота и роскошное убранство колесницы;
человек, который поносит триумфатора; родственники; курения,
курильницы; жертвенные приношения; жрецы; быки, увенчанные
для жертвы; пленники и добыча солдат; строй полков и слоны;
доспехи, снятые с врагов; победные значки; города и крепости,
олицетворяемые разными колесницами; бесчисленное количество
трофеев на копьях; разного вида шлемы и латы; убранства;
украшения и сосуды без конца; в толпе зрителей — женщина,
ведущая за руку ребенка, который занозил себе ногу, плачет
и показывает ее матери изящным и весьма естественным движением.
Андреа в этом произведении — как я на это мог бы указать
и в другой связи — прибег к очень красивому и хорошему решению:
он поместил уровеиь, на котором стоят фигуры, выше точки
зрения зрителя и поставил ноги их на переднем профиле или
линии той плоскости, на которой они стоят, так, что другае
фигуры постепенно сокращаются в глубь картины и ноги их
скрыты от зрителя согласно правилам перспективы; это касается
также доспехов, сосудов и других предметов и украшений,
только нижние части которых он показал, закрывая ими верхние.
Это же тщательно соблюдал в свое время и Андреа, мастер
«Повешенных»(17), в Тайной вечере, находящейся в трапезной
церкви Санта Мариа Нуова. Отсюда явствует, что в те времена
эти доблестные мужи хитроумно исследовали истинные свойства
природных вещей и с великим прилежанием им подражали.
Одним словом, произведение это не могло бьггь ни более прекрасным,
ни лучше исполненным. Поэтому маркиз, если и раньше любил
Андреа, теперь полюбил его навсегда и осыпал его еще большими
почестями. Мало того, слава Мантеньи настолько разрослась,
что папа Иннокентий VIII, услыхав о его заслугах в живописи
и о прочих его достоинствах, которыми он был чудесно одарен,
послал за ним, дабы он наряду со многими другими украсил
своей живописью только что выстроенный Бельведер. Итак,
отправившись в Рим, сопутствуемый расположением и рекомендациями
маркиза, который для большего почета произвел его в рыцари,
Андреа был ласково принят первосвященником и тотчас получил
заказ на роспись маленькой капеллы в означенном месте. Он
исполнил эту работу со старанием и любовью настолько тщательно,
что своды и стены производят впечатление скорее миниатюр,
чем живописи(18), а самые крупные по размеру фигуры, находящиеся
над алтарем и написанные фреской, как и остальные, изображают
св. Иоанна, который крестит Спасителя, а вокруг — людей,
совлекающих с себя одежды и обнаруживающих свою готовность
принять крещение. Среди прочих — один, который, стараясь
снять чулок, приставший к потной ноге, выворачивает его
наизнанку, прижав его к голени другой ноги с таким трудом
и напряжением, что и то и другое ясно выражается на его
лице; эта смелая вещь вызвала в то время большое восхищение
у тех, кто ее видел. Говорят, что папа, так как он был занят
многими другими делами, платил Мантенье деньги не так часто,
как этого требовала нужда художника, и что поэтому во время
работы над этим заказом Андреа в числе нескольких написанных
светотенью изображений Добродетелей поместил Скромность.худ.
А. Мантенья / Парнас Когда же как-то раз папа пришел посмотреть
работу, он спросил Андреа: что это за фигура? На что Андреа
ответил: «Скромность». Первосвященник добавил: «Если ты
хочешь, чтобы она была в хорошем обществе, изобрази с ней
рядом Терпение». Художник понял, что этим хотел сказать
святой отец, и больше об этом не заикался. Когда работа
была закончена, папа отослал его обратно к герцогу, наградив
почетными дарами и своим высоким расположением.
Пока Андреа работал в Риме, он помимо означенной капеллы
написал маленькую картину, изображающую Мадонну со спящим
младенцем на руках(19); в глубине, занятой горой, он изобразил
каменотесов, которые в пещерах рубят камни для разного рода
работ так тонко и с такой тщательностью, что, кажется, невозможно
достигнуть такого совершенства при помощи тонкого кончика
кисти; картина эта ныне находится у сиятельнейшего синьора
дана Франческо Медичи, герцога флорентинского, который хранит
ее в числе самых драгоценных своих предметов. В нашей книге,
на полулисте королевской бумаги, имеется рисунок Андреа,
законченный светотенью, с изображением Юдифи, опускающей
голову Олоферна в суму своей рабыни-арапки(20); рисунок
этот исполнен такой светотенью, которой теперь больше не
пользуются, а именно художник оставил белый фон листа, заменяющий
световую силу белил, причем с такой отчетливостью, что на
нем вырисовываются растрепавшиеся волосы и другие мелочи
с не меньшей ясностью, как если бы они были старателыю выведены
кистью; почему можно было бы в известном смысле назвать
это скорее произведением живописным, чем рисунком на бумаге.
Подобно Поллайоло, Мантенья охотно гравировал на меди; в
числе других вещей он этим способом исполнил свои Триумфы,
что обратило на себя внима-ние, ибо лучшего в этом роде
никто не видел(21). Среди последних написанных им вещей
была картина для Санта Мариа делла Витториа, церкви, построенной
по замыслу и плану Андреа маркизом Франческо в ознаменование
победы, одержанной на реке Таро, когда он предводительствовал
венецианскими войсками против французов(22). На этой картине,
написанной темперой и помещенной на главном алтаре, изображена
Богоматерь с младенцем, сидящая на пьедестале, а внизу —
св. Михаил Архангел, святые Анна и Иоаким, которые представляют
маркиза, написанного с натуры так, что он кажется живым,
Мадонне, протягивающей ему руку. Вещь эта, понравившаяся
и доселе нравящаяся всякому, кто ее видит, настолько удовлетворила
маркиза, что он с величайшей щедростью вознаградил талант
и труд Андреа, который благодаря тому, что пользовался признанием
начиная с самых первых своих вещей, смог до конца дней своих
с честью нести свое рыцарское звание.
Соревновался с Андреа Аоренцо из Лендинары, которого в Падуе
считали отличным живописцем и который, кроме того, исполнил
несколько лепных скулыпур в церкви Сант Антонио, а также
ряд другах живописцев невысокого достоинства(23). Он всегда
любил Дарио из Тревизо и Марко Дзоппо, болонца, так как
вместе с ними получил воспитание под руководством Скварчоне(24).
Упомянутый Марко расписал в Падуе для братьев-миноритов
лоджию, которая служит им залой для капитула, а в Пезаро
исполнил картину на дереве, которая ныне находится в церкви
Сан Джованни Эванджелиста; кроме того, он в одну свою картину
включил портрет Гвидубальдо да Монтефельтро, когда он был
флорентинским полководцем. Другом Мантеньи был также Стефано,
феррарский живописец, который написал немного, но всё толковые
вещи; его кисти принадлежит в Падуе роспись арки в соборе
Сант Антонио и изображение Богоматери, так называемая Мадонна
у пилястра(25).
Возвращаясь к Андреа, нужно сказать, что он выстроил и расписал
для себя в Мантуе очень красивый дом, которым он пользовался,
пока был в живых. худ. А. Мантенья / ВстречаНаконец в 1517
году, в возрасте шестидесяти шести лет он скончался(26)
и был похоронен с почетом в храме Сант Антонио; и на могиле
его, над которой помещено его бронзовое изображение, была
напечатана следующая надгробная надпись: Esse parem hunc
noris, si non praeponis, Apelli, Aenea Mantineae qui simulacra
vides.(27)
Андреа отличался столь благородным и похвальным нравом во
всех своих поступках, что память о нем сохранится не только
в его отечестве, но и во всем мире; посему он и заслужил
быть прославленным Ариосто не менее за свой благороднейший
нрав, чем за свою отменную живопись, а именно в начале тридцать
третьей песни, где упоминаются в числе самых знаменитых
живописцев своего времени Леонардо, Андреа Мантенья, Джан
Беллини.
Мантенья лучше других сумел показать, как можно в живописи
передавать сокращение фигур снизу вверх, что, конечно, было
трудным и смелым изобретением; равным образом, как уже упоминалось,
он охотно резал на меди для получения отпечатков с изображением
фигур, что поистине представляет исключительное удобство,
благодаря которому весь мир мог увидеть не только Вакханалию,
Битву морских чудовищ, Снятие со креста, Положение во гроб.
Воскресение со св. Андреем и Лонгином — вещи самого Мантеньи,
— но также познакомиться с манерой всех других когда-либо
бывших художников(28).
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Андреа
Мантенья, сын плотника Бьяджо, — падуанский живописец и
гравер. Родился в 1431 г. в Изола ди Картуро (Падуанской
области), умер в Мантуе в 1506 г. Ученик и приемный сын
падуанского живописца Франческо Скварчоне; в 14 лет (в 1445
г.) был уже записан в братство живописцев. Встречался в
Падуе с Донателло и Филиппо Липпи. В 1448 г. ушел от Скварчоне
и в том же году начал расписывать капеллу Оветари в падуанской
церкви Эремнитани. В 1449 году был в Ферраре по приглашению
герцогов д'Эсте. В 1454 году женился на дочери Якопо Беллини
Никколозе. Был в Вероне (1454—1459), Венеции (до 1460 г.),
Флоренции (1463—1468) и Риме (1489—1490). С 1460 г. постоянное
местожительство — Мантуя.
Главные работы падуанского периода: почти полностью уничтоженные
бомбардировкой в 1944 г. фрески капеллы Оветари в церкви
Эремитани (1448—1454); люнета портала церкви Санто со святыми
Бернардином и Антонием (1452); полиптих со св. Лукой и другими
святыми для церкви Санта Джустина, теперь в миланской Брере
(1453—1454); «Св. Евфимия» — теперь в неаполитанском Национальном
музее (1454).
Главные работы мантуанского периода: фрески в Камера дельи
Спози замка Гонзага (1474); Триумф Цезаря — для дворца Сан
Себастьяно, теперь в королевском дворце Хэмптон-Корт близ
Лондона (1484—1492); «Мадонна делла Витториа» — теперь в
Лувре (1495—1496), алтарный образ («Мадонна на троне со
святыми») для Санта Мариа ин Органе — теперь в музее Миланского
замка (1497); «Парнас» (1497) и «Триумф добродетели» (1502)
— обе в Лувре; последние работы: «Мертвый Христос» — в Брере
и «Св. Себастьян» — в Ка д'Оро (Венеция). Другие работы:
полиптих в Сан Дзено в Вероне (пределлы в Лувре и Туре);
портреты кардинала Медзаротга (в Берлине); епископа Гонзага
(в Неаполе); Карло Медичи (в Уффици); триптих — «Поклонение
волхвов», «Обрезание», «Вознесение» (там же); «Поклонение
волхвов» (в нью-йоркском Метрополитен-музее); «Св. Антоний»
(в Падуанском музее); «Успение» (в Прадо), «Христос в Гефсиманском
саду» (лондонская Национальная галерея); «Св. Георгий» (в
Венецианской академии); два «Святых Себастьяна» (в Лувре
и в Вене); два «Св. семейства» (в Дрезденской галерее и
в нью-йоркском Метрополитен-музее); «Мертвый Христос» (в
Копенгагене); «Св. Иеремия в пустыне» (в Сан Пауло, Бразилия);
«Крещение», «Мадонна и св. Иероним» (в Сант Андреа в Мантуе);
Мадонны — в Уффици, в музеях Брера и Польди-Поццоли в Милане,
Вероне, Турине, Бергамо, Лондоне, Париже, Берлине.
Гризайли последнего периода творчества: «Триумф Сципиона»,
«Самсон и Далила», «Весталка Туция и Софонизба» (в лондонской
Национальной галерее); две «Юдифи» (в дублинской Национальной
галерее) и в музее Монреаля (Канада); «Дидона» (там же);
«Суд Соломона» (Лувр); «Жертвоприношение Авраама» и «Давид
и Голиаф» (Вена); «Муций Сцевола» (в Мюнхене).
Из двадцати пяти приписываемых гравюр собственноручных семь
(с 1475 г.): «Мадонна», «Христос с Андреем и Лонгином»,
«Положение во гроб», две «Битвы тритонов», две «Вакханалии».
1 Вазари неточен: Мантенья происходил не из Мантуанской,
а из Падуанской области, достоверных сведений о его происхождении
и детстве нет, сообщение о том, что художник в детстве пас
стадо, — обычная схема Вазари (ср., например, биографию
Джотто).
2
Мантенья был отправлен в Падую (а не Мантую), к живописцу
Франческо (а не Якопо) Скварчоне (1394—1474), который усыновил
его, когда мальчику было тринадцать лет. Скварочоне, сменивший
в тридцатилетнем возрасте портновское ремесло на профессию
живописца, был известным педагогом и основателем Академии
художеств и музея при ней; из своих путешествий — он был
и в Греции — он привозил слепки античных скульптур, которые,
по-видимому, служили ему пособием при преподавании многочисленным
ученикам (их было, по источникам, 137). Собственных достоверных
работ не сохранилось.
3
Томео (а не Тимео) был профессором греческой словесности
в Падуанском университете. Письмом, адресованным ему литератором
Джироламо Кампаньолой (ныне письмо утеряно), Вазари широко
пользуется для характеристики и других живописцев Северной
Италии (см. ниже «Жизнеописание Витторе Скарпачча» и др.).
4
Марко Дзоппо (1433—1478) — ученик Скварчоне, работал в Падуе,
Болонье, Венеции. Имя Дарио встречается в 1440—1470 гг.
главным образом в Бассано; Никколо Пиццоло родился около
1421 г., умер между 1463 и 1493 гг. Работал в Падуе с Донателло,
а затем с Мантеньей в Эремитани (высказывалось предположение,
что Пиццоло был учителем Мантеньи)
5
Работа не сохранилась.
6
Вазари ошибочно называет так капеллу городского префекта,
принимая нарицательное наименование за имя собственное.
7
Погибшие почти целиком во время последней войны фрески в
капелле Оветари церкви братьев-отшельников (дельи Эремитани)
были одной из лучших и крупнейших работ Мантеньи. В первом
цикле фресок ему принадлежали: «Святые Петр, Павел и Христофор»
на своде, херувимы на малой абсиде и «Призвание апостолов»
и «Проповедь св. Иакова» на левой стороне капеллы. Во втором
цикле работы Мантеньи: «Успение», «Крещение Гермогена» и
сцены из жития святых Иакова и Христофора.
8
Причины разрыва Мантеньи со Скварчоне точно неизвестны.
9
Палач не отрубает голову, а разбивает ее молотком.
10
Автопортретом считается фигура рядом с толстым воином (в
котором усматривают не Скварчоне, а молодого Пиццоло).
11
Работа (полиптих) находится теперь в миланской галерее Брера.
Фреска арки (люнет) собора Сант Антонио (Санто) сохранилась
на месте.
12
Обе названные работы не сохранились.
13
Обе работы сохранились: «Мадонна на троне», написанная для
церкви Санта Мариа ин Органо, — в собрании Тривульцио в
Милане, триптих для Сан Дзено — на месте (пределла в Лувре
и музее г. Тура).
14
По-видимому, Вазари имеет в виду так называемую «Мадонну
Бутлер», находящуюся Теперь в нью-йоркском Метрополитен-музее.
15
Вазари упоминает эдесь лишь мимоходом одну из лучших работ
Мантеньи: фрески в Камера дельи Спози (Брачном покое). «Маленькая
картина» идентифицируется с триптихом, находящимся теперь
в Уффици («Поклонение волхвов», «Обрезание» и «Вознесение»).
16
Девять картонов (сильно попорченные и реставрированные)
для «Триумфа Цезаря» находятся в королевском дворце Хэмптон-Корт
близ Лондона.
17
Имеется в виду Андреа Кастаньо (см. его биографию).
18
Римские фрески Мантеньи не сохранились (бельведерская капелла,
расписанная им, была позднее разрушена).
19
«Мадонна с каменотесами» (Мадонна делле Каве) находится
теперь в Уффици (младенец на ней не спит, а смотрит на мать).
20
Рисунок с Юдифью хранится в Уффици.
21
Мантенья и Поллайоло были первыми значительными граверами
в Италии XV в. «Триумф Цезаря» Мантеньи гравирован, как
предполагается, не им самим, а гравером Дзоан Андреа.
22
Описанная работа, известная под названием «Мадонна делла
Витториа» («Богоматерь Победы»), находится теперь в Лувре.
23
Лоренцо Каноцци из Лендинары (умер в 1477 г.) работал с
братом Кристофером (умер в 1491 г.) главным образом как
мастер интарсии. О его деятельности как живописца определенных
данных нет.
24
О Дарио из Тревизо и Марко Дзоппо см. прим. 4. Об архитектурных
работах Дзоппо сведений нет. «Мадонна на троне», написанная
им в 1471 г. в Венеции для Пезаро (подписная), находится
теперь в Берлинском музее. Иэображение Гвидобальдо не сохранилось.
25
О феррарском живописце Стефано определенных данных нет.
«Мадонна у пилястра» в Падуанском соборе сохранилась.
26
Дом Мантеньи сохранился. Возраст и год смерти художника
указаны неправильно (не 1517, а 1506 г.).
27
«Ты, лицезреющий здесь бронзовый облик Мантеньи, знай: Апеллесу
он равен, если не выше его».
28
Из перечисленных здесь собственноручных гравюр Мантеньи
в настоящее время «Снятие со креста» исключается. |