И
когда открыл он дущу свою отцу, тот, зная, куда у него повернуты
мозги, отвел его к фра Филиппо из обители Кармине, превосходнейшему
тогдашнему живописцу, и договорился с ним, чтобы он обучал
Сандро, как тот и сам того желал. И вот, отдавшись целиком
этому искусству, он стал последователем своего учителя и
подражал ему так, что фра Филиппо его полюбил и своим обучением
вскоре поднял его до такой ступени, о которой никто не мог
бы и подумать.
Будучи еще юношей, он написал фигуру Стойкости в числе тех
Добродетелей, которые были написаны на дереве Антонио и
Пьетро Поллайоли для купеческого цеха во Флоренции. В церкви
Санто Спирито во Флоренции он расписал доску для капеллы
Барди, тщательно выполненную и великолепно отделанную, где
есть оливы и пальмы, выписанные им с большой любовью. У
конвертиток он написал на дереве алтарный образ для этих
монахинь, а также и другой для монахинь св. Варнавы.
В церкви Оньисанти для семьи Веспуччи он написал фреской
на алтарной преграде около дверей, ведущих к хору, св. Августина,
над которым он немало потрудился, стараясь превзойти всех
живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо,
выполнившего с другой стороны св. Иеронима. Работа эта получилась
достойной наивысшей похвалы, ибо на лице этого святого он
выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна
лицам, исполненным премудрости и постоянно погруженным в
исследование предметов высочайших и наитруднейших. Фреска
эта, как говорилось в жизнеописании Гирландайо, перенесена
в сем 1564 году на другое место в целости и невредимости.
Этим он завоевал себе доверие и известность, и цех Порта
Санта Мариа заказал ему в церкви Сан Марко на дереве Венчание
Богоматери с хором ангелов, отлично им нарисованное и написанное(3).
В доме Медичи он выполнил много вещей для Лоренцо Старшего
и главным образом Палладу в натуральную величину на гербе
с пылающими факелами, а также св. Себастьяна. В церкви Санта
Мариа Маджоре во Флоренции около капеллы Панчатики находится
отлично написанный им Плач о Христе с мелкими фигурами(4).
Для разных домов во Флоренции он написал всякие тондо и
много обнаженных женщин, как, например, сохранившиеся поныне
в Кастелло, вилле герцога Козимо, две картины с фигурами:
одна из них — это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами,
помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую
же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны;
обе они выполнены с грацией и выразительностью(5). На Виа
деи Серви, в доме Джованни Веспуччи, ныне принадлежащем
Пьетро Сальвиати, он выполнил вокруг одной из комнат много
картин в ореховых рамах в виде бордюра и шпалер, со многими
весьма живыми и прекрасными фигурами(6). Равным образом
в доме Пуччи он изобразил новеллу Боккаччо о Настаджо дельи
Онести на четырех картинах с мелкими фигурами, отличающихся
живописью изящной и красивой, а в тондо — Богоявление(7).
В монастыре Честелло для одной из капелл он написал на доске
Благовещение. В церкви Сан Пьетро Маджоре у боковых дверей
он расписал доску для Маттео Пальмьери с бесчисленным множеством
фигур, а именно Успение Богоматери с небесными кругами,
как их принято изображать, с патриархами, пророками, апостолами,
евангелистами, мучениками, исповедниками, учителями, девственницами
и ангельскими чинами, и все это по плану, данному ему Маттео,
человеком ученым и достойным; вещь эта написана им с мастерством
и тончайшей тщательностью. Внизу же изображен коленопреклоненный
Маттео, а также его жена. Однако, несмотря на то, что работа
эта была прекраснейшей и должна была бы посрамить любого
завистника, нашлось все же несколько злопыхателей и хулителей,
кои, не будучи в состоянии очернить ее в другом отношении,
говорили, что и Маттео и Сандро впали в тяжкий грех ереси;
правда это или не правда, судить не мне.(2). худ. С. Боттичелли
/ Портрет молодой женщины Достаточно того, что фигуры, выполненные
Сандро, поистине заслуживают похвалы за усилия, вложенные
им в изображение небесных кругов, за то, как он отделил
ангелами одни фигуры от других, за ракурсы, за различные
точки зрения, изображенные по-разному, и за хороший рисунок
всего исполненного(8).
В это время Сандро получил заказ на небольшую дощечку с
фигурами в три четверти локтя каждая, которая была помещена
в церкви Санта Мариа Новелла между двух дверей главного
фасада церкви, по левую руку, если войти через средние двери.
На ней изображено Поклонение волхвов(9), и особую выразительность
мы видим в первом старце, который, целуя ноги Господа нашего
и тая от нежности, отменнейшим образом показывает, что он
достиг цели длиннейшего своего путешествия. Фигура же этого
царя представляет собой точный портрет Козимо Старшего деи
Медичи, самый живой и самый схожий из всех дошедших до наших
дней. Второй — это Джулиано деи Медичи, отец папы Климента
VII, и видно, как он сосредоточенно, с благоговейной душой
преклоняется перед младенцем и подносит ему свои дары. И
как со своей стороны третий — Джованни сын Козимо, — преклонив
колено, обращается к нему с благодарственной молитвой и
исповедует в нем истинного мессию. Невозможно и описать
всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых
в самых разнообразных положениях — то в фас, то в профиль,
то в полуоборот, то наконец, склоненных, а то еще как-нибудь
иначе, — невозможно также описать и все разнообразие в выражениях
лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым
можно судить о совершенстве его мастерства, — ведь даже
в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что
легко понять, кто служит одному, а кто — другому. Поистине
произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого
совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый
художник и поныне ему изумляется.
И тогда он завоевал себе этим во Флоренции и за ее пределами
такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своем
римском дворце и пожелавший расписать ее, распорядился поставить
его во главе работы. И вот он и выполнил там собственноручно
нижеописанные истории, а именно: как дьявол искушает Христа,
как Моисей убивает египтянина и как ему дают напиться дочери
Иофора Мадиамского, а также как во время жертвоприношения
сыновей Аарона огонь нисходит с неба; а над историями в
нишах несколько святых пап(10). Вследствие этого среди многих
соревнующихся, которые работали вместе с ним и которые были
и флорентинцами и из других городов, он приобрел известность
и славу величайшую, а от папы получил порядочную сумму денег,
которую он сразу же, пока был в Риме, промотал и растратил,
ибо по своему обыкновению вел жизнь беспечную. худ. С. Боттичелли
/ Портрет молодого мужчиныЗакончив же и раскрыв порученную
ему часть росписи, он тотчас же возвратился во Флоренцию,
где, будучи человеком глубокомысленным, частично иллюстрировал
Данте, сделав рисунки к Аду, и выпустил это в печать, на
что потратил много времени, а так как он в это время не
работал, то это внесло в его жизнь очень большой беспорядок.
Он напечатал много и других своих рисунков, но неудачно,
так как гравюры были плохо сделаны; лучшее же, выполненное
его рукой, — это Триумф веры фра Джироламо Савонаролы из
Феррары(11), приверженцем секты которого он стал в такой
степени, что бросил живопись и, не имея средств к существованию,
впал в величайшее разорение(12). Тем не менее он упорствовал
в своих убеждениях и сделался, как их называли тогда, «плаксой»,
отошел от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько,
что, если бы о нем не вспомнил, когда еще был жив, Лоренцо
деи Медичи, для которого он, не говоря о многих другах вещах,
много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья
его и многие состоятельные люди, поклонники его таланта,
он мог бы умереть с голоду(13).
В церкви Сан Франческо, что за воротами Сан Миньято, есть
тондо с Мадонной и несколькими ангелами в человеческий рост,
выполненное рукой Сандро и почитавшееся произведением прекраснейшим(14).
Был Сандро человеком весьма приятным и нередко любил подшутить
над своими учениками и друзьями. Так, рассказывают, что,
когда один из его учеников по имени Бьяджо выполнил для
продажи тондо, точь-в-точь похожее на вышеназванное, Сандро
продал его за шесть флоринов золотом одному горожанину и
затем, разыскав Бьяджо, сказал ему: «Ну, я, наконец, продал
эту твою картину; однако нужно ее сегодня вечером прибить
повыше, тогда она будет выглядеть лучше, а завтра утром
зайди на дом к этому самому горожанину и приведи его сюда,
чтобы он увидел ее при хорошем освещении на своем месте,
а там и денежки подсчитаешь». «О, как вы это хорошо устроили,
учитель», — воскликнул Бьяджо, отправился в мастерскую,
повесил тондо как можно выше и ушел. А в это время Сандро
и Якопо, другой его ученик(15), вырезали из бумаги восемь
капюшонов, какие носят горожане, и белым воском прилепили
их на головах восьми ангелов, окружавших на названном тондо
Мадонну. Наступило утро, и тут как тут появился Бьяджо с
горожанином, купившим картину и знавшим о шутке. И вот,
когда вошли они в мастерскую, Бьяджо посмотрел вверх и увидел,
как его Мадонна, в окружении не ангелов, а флорентинской
Синьории, восседает среди этих самых капюшонов; он чуть
не закричал и хотел уже просить у покупателя прощения, но,
видя, что тот молчит и даже хвалит картину, замолчал. В
конце концов Бьяджо ушел вместе с горожанином и у того на
дому получил за картину шесть флоринов, в соответствии с
тем, как тот сторговался с его учителем, когда же он возвратился
в мастерскую, Сандро и Якопо как раз только что сняли бумажные
капюшоны, и он увидел, что его ангелы — ангелы, а не горожане
в капюшонах, и так был поражен, что не знал, что и сказать.
Обратившись наконец к Сандро, он промолвил: «Учитель мой,
я прямо и не знаю, сон это или явь. У этих ангелов, когда
я сюда пришел, были на головах красные капюшоны, а теперь
их нет, так что же это значит?» — «Ты не в себе, Бьяджо,
— ответил Сандро, — это деньги свели тебя с ума. худ. С.
Боттичелли / Сцены из жития МоисеяЕсли бы это было так,
неужели ты думаешь, что горожанин купил бы картину?» — «И
правда, — согласился Бьяджо, — ведь он мне ничего не сказал.
И все же мне это чудным показалось». А тут и все остальные
подмастерья его обступили и наговорили столько, что он решил,
что все они спятили с ума.
Как-то поселился возле Сандро некий ткач и поставил без
малого восемь станков, которые, когда они работали, то не
только бедного Сандро оглушали стуком стремян и грохотом
ящиков, но сотрясали весь дом, который был и так не прочнее
прочного. И потому то от одного шума, то от другого он не
мог ни работать, ни сидеть дома. Он уже не раз просил соседа
избавить его от этой муки, а тот отвечал ему, что у себя
дома он хочет и может делать все, что ему нравится. Сандро
рассердился и на свою стену, которая была выше соседской
стены и не очень устойчивой, взгромоздил огромнейший камень,
чуть не с воз размером, так что, казалось, при малейшем
сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу,
потолок, рамы и сукна соседа; а когда тот, перепугавшись,
прибежал к Сандро, ему было отвечено теми же словами, что
он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему нравится,
а так как он ничего другого не мог добиться, ему пришлось
прийти к разумному соглашению и наладить с Сандро добрососедские
отношения.
Рассказывают также, что Сандро в шутку обвинил перед викарием
одного из своих друзей в ереси и что тот, явившись, спросил,
кто его обвиняет и в чем. Когда же ему сказали, что это
был Сандро и что он придерживается мнения эпикурейцев, будто
душа умирает вместе с телом, он потребовал очной ставки
со своим обвинителем перед судьей. Сандро же, явившись,
возразил: «Совершенно верно, что я такого мнения о его душе,
ибо он — скотина. А кроме того, не кажется ли вам, что он
еретик, потому что, будучи неграмотным и едва умея читать,
он толкует Данте и упоминает имя его всуе?»
Говорят также, что он превыше всего любил тех, о ком он
знал, что они усердны в своем искусстве, и что зарабатывал
он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он
плохо и был беспечным. В конце концов он стал дряхлым и
неработоспособным и ходил, опираясь на две палки,.ибо выпрямиться
уже не мог и умер немощным калекой семидесяти восьми лет,
похоронен же был в церкви Оньисанти во Флоренции в 1515
году(16).
В гардеробной синьора герцога Козимо находятся две прекраснейшие
женских головы в профиль его работы, одна из которых, как
говорят, — возлюбленная Джулиано деи Медичи, брата Лоренцо,
а другая — мадонна Лукреция деи Торнабуони, супруга названного
Лоренцо(17). Там же находится Вакх, равным образом работы
Сандро, который, подняв обеими руками бочонок, приставил
его к губам, — фигура весьма изящная. А в Пизанском соборе
для капеллы делла Импальята он начал Успение с хором ангелов,
но, так как оно ему не понравилось, он оставил его незавершенным.
(20). худ. С. Боттичелли / РождествоВ Монтеварки он написал
на дереве образ главного алтаря в церкви Сан Франческо,
а в приходской церкви в Эмполи, с той стороны, где св. Себастьян
работы Росселино, — написал двух ангелов(18).
Он был одним из первых, придумавших изготовлять хоругви
и другие драпировки так называемым мозаичным способом, чтобы
краски не выцветали и чтобы цвет материи был виден с обеих
сторон. Таким образом изготовлен им балдахин в Орсанмикеле,(19)
покрытый совсем разными и прекрасными Мадоннами, который
служит доказательством того, насколько лучше материал сохраняется
при этом способе, чем когда его пропитывают составом, который
его разъедает и делает непрочным; впрочем, ныне ради дешевизны
прибегают больше к пропитыванию, чем к другим способам.
Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что еще
долго после его смерти каждый художник старался заполучить
его рисунки; есть и в нашей книге несколько, выполненных
с большим умением и вкусомИстории его изобиловали фигурами,
о чем можно судить по вышивке, выполненной целиком по его
рисунку на оборке для креста, который несут в процессиях
монахи из Санта Мариа Новелла(21).
Таким образом, Сандро заслужил большого одобрения за все
те живописные работы, в которые он захотел вложить много
старания и любви так, например, как он расписал вышеназванную
доску с волхвами в Санта Мариа Новелла, которая действительно
чудесна. Отменно прекрасно также небольшое тондо его работы,
которое можно видеть в помещении приора дельи Анджели во
Флоренции с фигурами мелкими, но весьма изящными и выполненными
с прекрасной наблюдательностью(22). Той же величины, что
и названная доска с волхвами, доска его же работы, принадлежащая
мессеру Фабио Сеньи, флорентинскому дворянину, на которой
изображена Клевета Апеллеса, прекраснее коей и быть не может(23).
Под доской этой, которую он сам подарил Антонио Сеньи, закадычнейшему
своему другу, мы читаем ныне следующие стихи названного
мессера Фабио:
Iudicio quemquam ne falso laedere tentent
Terrarum reges, parva tabella monet.
Huic similet Aegupti regi donavit Apelles:
Rex fuit et dignus munere, munus eo.(24)
Жил в те самые времена во Флоренции живописец, обладавший
прекраснейшим талантом и прелестнейшей выдумкой, — Филиппо,
сын фра Филиппо дель Кармине, который, следуя в живописи
по стопам покойного отца, с самых юных лет воспитывался
и обучался у Сандро Боттичелли, несмотря на то, что отец,
умирая, поручил его заботам фра Диаманте, ближайшего своего
друга и вроде как брата(25). худ. Ф. Липпи / Мадонна с младенцем,
св. Антонием падуанским и монахомИтак, Филиппо обладал таким
талантом и столь щедрой выдумкой в живописи и был в своих
украшениях столь причудливым и новым, что он и оказался
первым, показавшим современным художникам новый способ разнообразить
одежды, нарядно украшая свои фигуры древними подпоясанными
одеяниями. Был он также первым, показавшим гротески, сходные
с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных
с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до
него. И потому удивительно было смотреть на необычайные
затеи, выражавшиеся им в живописи. И более того, он никогда
не выполнял ни одной работы, в которой бы не пользовался
с большим усердием предметами Древнего Рима: вазами, котурнами,
трофеями, знаменами, нашлемниками, украшениями храмов, головными
уборами, необычайными одеяниями, оружием, саблями, мечами,
тогами, мантиями и многочисленными другими вещами, разнообразными
и прекрасными, за что мы у него в долгу огромнейшем и вековечном,
ибо он в этой области обогатил искусство красотой и нарядностью.
В ранней своей юности он закончил капеллу Бранкаччи в церкви
Кармине во Флоренции, которую начал Мазолино и не совсем
закончил скончавшийся Мазаччо. Филиппо же довел ее своей
рукой до последнего завершения и закончил там недостающую
историю, где святые Петр и Павел воскрешают племянника императора;
в фигуре этого обнаженного мальчика он изобразил Франческо
Граначчи, совсем еще юного тогда живописца; и равным образом
мессера Томмазо Содерини, дворянина Пьеро Гвиччардини, отца
мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе
и Луиджи Пульчи, поэта; а также Антонио Поллайоло и себя
самого таким юным, каким он тогда был, чего, между прочим,
он не делал больше до конца своей жизни, почему и не удалось
достать его изображения в более зрелом возрасте. А в следующей
истории он изобразил Сандро Боттичелли, своего учителя,
и многих других друзей и великих людей и, между прочим,
маклера Раджо, человека талантливого и весьма хитроумного,
того, который на одной раковине выполнил релье-фом весь
Ад Данте со всеми его кругами, рвами и их подразделениями
и с колодцем, точно вымерив все фигуры и все мелочи, гениальнейше
выдуманные и описанные сим великим поэтом, и работа его
в те времена почиталась вещью дивной(26). Затем в капелле
Франческо дель Пульезе в Кампора, загородной обители монахов
Флорентинского аббатства, он написал темперой на дереве
св. Бернарда, которому является Богоматерь с несколькими
ангелами, в то время как он пишет в роще; живопись эта в
некоторых отношениях признается чудесной, как, например,
в отношении камней, книг, травы и тому подобных вещей, им
там изображенных(27). Сверх этого он написал там с натуры
самого Франческо так хорошо, что, кажется, не хватает лишь
того, чтобы он заговорил. Доска эта была оттуда убрана из-за
осады и передана для хранения в ризницу Флорентинского аббатства.
В церкви Санто Спирито в том же городе он написал на дереве
Богоматерь, св. Мартина, св. Николая и св. Екатерину для
Танаи деи Нерли. В церкви Сан Панкрацио в капелле Ручеллаи
он также написал на дереве алтарный образ, а в церкви Сан
Раффаэлло — Распятие и две фигуры на золотом фоне. В церкви
Сан Франческо, что за воротами по дороге к Сан Миньято,
он перед ризницей написал бога-отца с многочисленными мальчиками(28),
а в Палько, обители братьев-цокколантов, за Прато, он написал
на дереве алтарный образ. худ. Ф. Липпи / РождествоВ самом
же городе, в приемной приоров, он написал на дереве небольшой
образ Богоматери, получивший большое одобрение, св. Стефана
и св. Иоанна Крестителя. На углу Рыночной площади в том
же Прато, насупротив женской обители св. Маргариты, недалеко
от домов, ей принадлежавших, он написал в табернакле фреской
прекраснейшую Богоматерь с хором серафимов на сияющем фоне,
и в этой работе он, между прочим, обнаружил искусство и
отличную наблюдательность, изображая змея у ног св. Маргариты,
столь необыкновенного и ужасного, что становится ясным,
где в нем таится яд, пламя и смерть; остальная же часть
всей работы написана красками так свежо и живо, что заслуживает
за это бесконечных похвал(29).
В Лукке он также выполнил несколько работ, и в частности
в церкви Сан Понциано братьев Мойте Оливето, на дереве алтарный
образ в той капелле, в середине которой в нише находится
прекраснейший мраморный рельеф св. Антония работы Андреа
Сансовино, превосходнейшего скульптора(30).
Когда Филиппо пригласили в Венгрию к королю Матвею, он ехать
туда не пожелал, а вместо этого написал во Флоренции для
этого короля две прекраснейшие картины на дереве, которые
и были отосланы королю, и на одной из них он изобразил этого
самого короля соответственно тому, как он был показан ему
на медалях(31). Некоторые работы он отослал также в Геную,
а в Болонье в церкви Сан Доменико, возле капеллы главного
алтаря, по левую руку, он написал на доске св. Себастьяна
— вещь, удостоившуюся великих похвал(32). Для Танаи деи
Нерли он расписал еще одну доску в церкви Сан Сальваторе,
что за Флоренцией, а для Пьеро дель Пульезе, своего друга,
написал историю с малыми фигурами, выполненными с таким
искусством и тщательностью, что, когда другой гражданин
пожелал получить подобную же, он отказал ему в этом, заявив,
что сделать это невозможно(33). После этих работ он по просьбе
Лоренцо-старшего деи Медичи сделал для его друга Оливьери
Караффы, кардинала неаполитанского, огромнейшую работу в
Риме(34); по дороге туда для ее выполнения он заехал по
желанию того же Лоренцо в Сполето, чтобы заказать мраморную
гробницу своему отцу Филиппо за счет Лоренцо, который никак
не мог получить у сполетцев его тело для перенесения его
во Флоренцию; Филиппо нарисовал названную гробницу, придав
ей великолепную форму, а Лоренцо, как сказано в другом месте(35),
приказал выполнить ее столь же пышной и прекрасной, как
на этом рисунке.
Приехав после этого в Рим, Филиппо расписал для названного
кардинала Караффы в церкви Минервы капеллу, где изобразил
истории из жития св. Фомы Аквинского, приписав на них несколько
весьма прекрасных стихотворений, которые все были талантливо
сочинены им самим, ибо он от природы всегда имел к этому
склонность. Итак, там можно видеть, как Вера берет в плен
Неверие, всех еретиков и неверных. И подобно тому как под
Надеждой изображено Отчаяние, так изображены и многие другие
Добродетели, смиряющие противоположные им Пороки. На кафедре
во время диспута изображен св. Фома, защищающий церковь
от учения еретиков, внизу же в обличье побежденных — Савелий,
Арий, Аверроэс и другие, все в изящных одеждах. В нашей
книге рисунков у нас есть собственноручный рисунок Филиппо
к этой истории вместе с несколькими другими его работами,
выполненными с таким мастерством, что лучше сделать невозможно.худ.
Ф. Липпи / Портрет молодого юноши Есть там и св. Фома, которому
во время молитвы Распятие говорит: Bene scripsisti de me,
Thoma(36), а товарищ его, услышав, что Распятие заговорило,
стоит пораженный и как бы себя не помня. На алтарном образе
— Благовещение Деве Гавриилом, а на стене ее же Вознесение
на небеса с двенадцатью апостолами, окружающими гробницу;
вся эта работа почиталась и почитается весьма превосходной
и, как фреска, выполненной в совершенстве. Там изображен
с натуры названный Оливьери Караффа, кардинал и епископ
Остии, погребенный в этой капелле в 1511 году, позднее же
перевезенный в Неаполь в Епископство(37).
По возвращении во Флоренцию Филиппо не спеша приступил к
росписи капеллы Филиппо Строцци-старшего в Санта Мариа Новелла
и начал ее выполнять, но, когда он расписал потолок, ему
пришлось возвратиться в Рим, где для названного кардинала
он выполнил гробницу из стука, а из гипса небольшую капеллу,
находящуюся рядом с гробницей в одном из приделов названной
церкви, а также и другие фигуры, из которых некоторые сделал
Раффаэлино дель Гарбо, его ученик.
Вышеназванная капелла была оценена мастером Ланцилаго, падуанцем,
и Антонио по прозванию Антониассо, римлянином, которые принадлежали
к лучшим живописцам, находившимся в Риме(38), в две тысячи
дукатов золотом, не считая расходов на лазурь и подмастерьев;
взыскав эту сумму, Филиппо возвратился во Флоренцию, где
закончил названную капеллу Строцци, которая была отделана
с таким искусством и таким рисунком, что удивляла всякого,
кто ее видел, новизной и разнообразием изображенных в ней
причуд: вооружениые люди, храмы, сосуды, шлемы, доспехи,
трофеи, древки, знамена, плащи, котурны, прически, жреческие
одеяния и другие вещи, вы-полненные столь прекрасно, что
заслуживают величайшего одобрения. И на этой работе, там,
где Друзиану воскрешает св. Иоанн Евангелист(39), мы видим,
как чудесно выражено удивление окружающих при виде мужа,
возвращающего умершей жизнь простым крестным знамением,
и более всего пора-жен не то жрец, не то философ с вазой
в руках и в древнем одеянии. Равным образом на той же самой
истории видим мы среди многих женщин, разнообразно одетых,
мальчика, испуганного испанским щенком с красными пятна-ми,
ухватившим его зубами за подвязку; он бежит к матери и прячется
в складках ее одежды, и кажется, что он боится укуса собаки
не меньше, чем испуганная мать, охваченная ужасом перед
воскресением Друзианы. Рядом с этим, там, где тот же св.
Иоанн кипит в масле, мы видим ярость судьи, отдающего распоряжение
увеличить огонь, и отражение пламени на лице того, кто его
раздувает, и все фигуры изображены в положениях прекрасных
и разнообразных. На другой стене — св. Филипп в храме Марса,
вызывающий из-под алтаря змею, которая своим смрадом убила
царского сына; там на ступеньках живописец изобразил дыру,
через которую из-под алтаря выползла змея, причем он написал
сломанную ступень так хорошо, что один из подмастерьев Филиппо
был введен в заблуждение: когда он как-то вечером хотел
спрятать какой-то предмет так, чтобы его не видел человек,
стучавшийся в дверь, он, поспешно подбежав к дыре, чтобы
засунуть его в нее, так и остался в дураках. Также и в змее
Филиппо обнаружил такое искусство, что яд, смрад и пламя
больше похожи на настоящие, чем на написанные. Большого
одобрения заслужил также замысел той истории, где святого
этого распинают. Действительно, художник, как видно, представил
себе, что распятый был вместе с крестом предварительно распростерт
на земле, и потом всё было поднято и подтянуто вверх при
помощи веревок, канатов и рычагов; эти веревки и канаты
прикреплены к древним руинам и обломкам столбов и пьедесталов,
где слуги их подтягивают. худ. Ф. Липпи / БлаговещениеС
противоположной стороны тяжесть названного креста и распятого
на нем обнаженного святого несет справа служитель с лестницей,
которою он как вилами подпирает крест, а слева еще один
поддерживает его вагой, в то время как двое первых, пользуясь
основанием креста как рычагом, уравновешивают его тяжесть
и раскачивают его, пока его нижний конец не попадет в яму,
вырытую в земле там, где он должен быть водружен: ничего
лучшего по выдумке, по рисунку и по искусному владению другими
приемами мастерства представить себе невозможно. К тому
же там много гротесков и другах узоров, выполненных светотенью
под мрамор с выдумкой необыкновенной и отличнейшим рисунком.
Кроме того, он написал на дереве для обители братьев-скопетинцев,
именовавшейся Скопето, в Сан Донато за Флоренцией, и ныне
разрушенной, алтарный образ с волхвами, приносящими дары
Христу(40), отделав его с большой тщательностью и изобразив
на нем в виде астролога с квадрантом в руках старшего Пьерфранческо
деи Медичи, сына Лоренцо ди Биччи, а равным образом и Джованни,
отца синьора Джованни деи Медичи, и другого Пьерфранческо,
брата того же синьора Джованни, а кроме того, и разных других
именитых особ, но есть там и мавры, и индейцы, и всякие
наряды диковинного покроя, и затейливая хижина.
В Поджо а Кайяно, в одной из лоджий, он для Лоренцо деи
Медичи начал писать фреску с изображением жертвоприношения,
которая осталась незаконченной(41). А для монахинь св. Иеронима
сопра ла Коста, в приходе Сан Джорджо, во Флоренции он начал
образ главного алтаря, который после его смерти был хорошо
продолжен испанцем Алонсо Беругетта(42), но вполне закончен
другими живописцами лишь после того, как тот уехал в Испанию.
Во дворце Синьории он расписал доску для залы, где происходили
заседания Восьми(43), и сделал рисунок другой большой доски
вместе с рамой для залы Совета; рисунок этот из-за его смерти
осуществлен не был, хотя рама и была уже вырезана; ныне
он находится у магистра Баччо Бальдини, флорентинца, превосходнейшего
врача и ценителя всяческих талантов. Для церкви Флорентинского
аббатства он выполнил прекраснейшего св. Иеронима(44).
У монахов обители Аннунциаты он начал для главного алтаря
Снятие со креста(45), но написал фигуры лишь до пояса, ибо,
застигнутый жесточайшей горячкой и той болезнью горла, которая
в народе именуется жабой, через несколько дней умер сорока
пяти лет от роду. А так как он всегда был приветливым, любезным
и учтивым, то и был оплакан всеми, его знавшими, и в особенности
молодежью своего именитого города, который для общественных
празднеств, маскарадов и других зрелищ всегда с большим
для себя удовлетворением пользовался талантом и выдумкой
Филиппо, в подобных вещах не имевшего себе равных. худ.
Ф. Липпи / Изображение лиц двух ангеловИ более того, он
был таков во всех своих поступках, что загладил пятно (каково
бы оно ни было), унаследованное им от отца, загладил, говорю
я, не только превосходством своего искусства, в котором
он в свое время не уступал никому, но и жизнью скромной
и приличной и сверх всего приветливостью и учтивостью; а
какой силой и могуществом обладают эти добродетели для привлечения
души любого человека, знают лишь те, кто это испытал на
себе.
Погребен был Филиппо детьми своими в церкви Сан Микеле Бисдомини
апреля 13 дня 1505 года(46). И когда несли его хоронить,
закрылись все мастерские на Виа деи Серви, как это иной
раз делают на княжеских похоронах. Были у Филиппо и ученики,
которые, однако, далеко ему уступали, как тот же Раффаэлино
дель Гарбо(47), выполнивший, как будет рассказано в своем
месте, много работ, но не оправдавший надежд и ожиданий,
которые на него возлагались при жизни Филиппо и когда он
был еще юношей. Ведь плоды не всегда схожи с весенними цветами.
Немногого достиг и Никколо Цокколо, или, как другие его
называют, Никколо Картони, который был равным образом учеником
Филиппо и расписал в Ареццо стену, что над алтарем Усекновения
главы св. Иоанна, а в церкви Санта Аньеза очень хорошо расписал
небольшую доску алтарного образа; а в аббатстве Санта Фьора
над рукомойником написал картину на дереве с изображением
Христа, который просит пить у самаритянки, а также много
других заурядных работ, которых поэтому перечислять не приходится(48).
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Алессандро
ди Мариано Филипепи, прозванный Боттичелли (1445—1510),
сын кожевника Мариано ди Джованни Филипепи (прозвание, обоаначающее
«бочонок», происходит от старшего брата-торговца), — флорентинский
живописец, ученик фра Филиппо Липпи, учитель Филиппино Липни.
Первые известия — от 1470 г., когда он написал «Стойкость»
(РоПеые) — одну из «добродетелей», заказанных купеческим
цехом П. Поллайоло (см. его биографию), и от 1474 г., когда
он написал «Св. Себастьяна» для флорентинской церкви Санта
Мариа Маджоре (теперь в Берлинском музее). В 1481 г.— в
Риме (фрески Сикстинской капеллы). В 1482 г. возвращается
во Флоренцию и не покидает ее до самой смерти (в 1502 г.
выразил согласие отправиться в Мантую, на службу к Изабелле
д'Эсте, но поездка не состоялась).
Сохранились многочисленные работы; лучшее их собрание —
в Уффици: «Весна» (1477—1478); «Рождение Венеры»; «Мадонна
Магнификат», «Мадонна с гранатом»; «Благовещение» (1489—1490);
«Венчание Богоматери» (ок. 1490 г.); «Поклонение волхвов»
(1474); «Стойкость»; «Юдифь воэвращается из лагеря Олоферна»;
«Нахождение головы Олоферна»; «Св. Августин в келье»; «Паллада
с кентавром»; «Клевета» (ок. 1494 г.); «Мужской портрет
с медалью Козимо Медичи». Кроме того: четыре Мадонны, «Поклонение
волхвов» (1500), «Венера и Марс», «Портрет юноши», «Св.
Франциск», «Рождество» — в лондонской Национальной галерее,
две Мадонны — во Флорентинской академии, три Мадонны в галерее
Питти; две Мадонны и «Чудеса св. Зиновия» — в Дрезденской
галерее; другие части той же поздней работы художника —
в лондонской Национальной галерее и в нью-йоркском Метрополитен-музее,
«Св. Себастьян» в Берлинском музее, Пьета — в Лионской пинакотеке;
«Покинутая» («ОегеНиа») — в палаццо Роспильози в Риме, «Св.
Доминик и св. Иероним» — в санкт-петербургском Эрмитаже
и «Благовещение» — в Музее им. А. С. Пушкина в Москве. Фрески:
во флорентинской церкви Оньисанти (1480); с виллы Торнабуони
(1486) теперь в Лувре; в Сикстинской капелле (1481). Рисунки
во Флоренции (в Уффици и Академии) и в Риме, иллюстрации
к «Божественной комедии» Данте — в Ватикане и Берлине. Среди
других работ — Мадонны в музеях Вены, Бостона, Милана, Монпелье,
Неаполя, Нью-Иорка, Парижа, Перигё, Пьяченцы, Рима, Страсбурга,
Турина.
1 В первом издании «Жизнеописаний» начало биографии Боттичелли
было таким: «Одаряя многих талантом, природа дает им в то
же время как оборотную сторону таанта и беспечность, ибо,
не думая о конце своей жизни, они нередко умирают в больнице,
тогда как при жизни своими творениями прославляли весь мир.
Людей подобного рода судьба осыпает своими благами, когда
достигнут они вершины счастья, но, как только попадут они
в нужду, она лишает их своей помощи, и настолько, что и
людей они отталкивают дурным своим поведением и бесславной
своей смертью позорят всю честь и всю славу своей жизни.
И потому было бы весьма благоразумно, если бы всякие таланты
и в особенности наши художники, которых судьба одарила благами
жизни, сохраняли хотя бы часть этих благ на случай старости
и болезней, чтобы нужда, ежечасно угрожающая, не обрушилась
на них так, как обрушилась она с необычайной силой на Сандро
Боттичелли, которого обычно так называли по причине, о которой
сейчас мы узнаем».
2
«Стойкость» находится теперь в Уффици; «Мадонна с двумя
Иоаннами» из ка-пеллы Барди — в Берлинском музее; доска,
написанная для монахинь св. Варнавы («Мадонна со св. Варнавой
и другими святыми») — в Уффици; «Мадонна со святы-ми», написанная
для конвертиток — во Флорентинской академии. Фреска в Оньисанти
сохранилась.
3
«Венчание Богоматери» находится теперь в Уффици.
4
Афина Паллада на гербе не сохранилась (другая «Афина Паллада
с кентавром», символизирующая Флоренцию, находится теперь
в Уффици); «Св. Себастьян» — в Берлине, «Плач о Христе»
(«Пьета») — в Мюнхенской пинакотеке.
5
Из названных работ сохранились известнейшие из работ Боттичелли
— «Весна» (Ршпауега), написанная в 1477—1478 гг., и «Рождение
Венеры», написанная несколькими годами позднее (обе теперь
в Уффици). О каких тондо говорит Вазари, неизвестно.
6
Картины не сохранились.
7
Речь идет об иллюстрациях к пятой новелле восьмого дня «Декамерона»
Боккаччо, которые находятся теперь в частных собраниях:
одна в Париже, одна в Лондоне и две в Барселоне, — и выполнены
по рисункам Боттичелли неким Бартоломео ди Джованни. Что
же касается «Богоявления», то предполагается, что здесь
имеется в виду круглое «Поклонение волхвов», находящееся
теперь в лондонской Национальной галерее.
8
«Благовещение» из монастыря Честелло (Санта Мариа Маддалена
деи Пацци) — теперь в Уффици; «Успение Богоматери», находящееся
в лондонской Национальной галерее, приписывается ученику
Боттичелли — Франческо Боттичини. Обвиненные в ереси поэт
Маттео Пальмьери (умер в 1475 г.) и Боттичелли инквизицией
были оправданы.
9
«Поклонение волхвов» — теперь в Уффици.
10
В Сикстинской капелле, где Боттичелли работал в 1481—1482
гг., все названные Вазари фрески сохранились.
11
Рисунки Боттичелли к «Божественной комедии» Данте хранятся
в Берлине и Ватикане. Судьба других рисунков и гравюр неизвестна.
12
Вазари преувеличивает: у Боттичелли был свой дом с виноградником,
и средства к существованию он, по всей вероятности, имел.
Может быть, он и сочувствовал Савонароле, но в число его
сторонников — «плакс» — он не вступал.
13
Работы в Вольтерре не сохранились.
14
Речь идет о находящейся в Уффици «Мадонне Магнификат».
15
Учениками Боттичелли, о которых идет речь, были Бьяджо д'Антонио
Туччи (1466—1515) и Якопо ди Доменико Папи (Тоски) (1463—1530)
или же Якопо ди Франческо Доменико Филиппи (умер в 1527
г.).
16
Неточность Вазари: Боттичелли умер в 1510 г., 65 лет.
17
Портрет возлюбленной Джулиано Медичи Симонетты Веспуччи
усматривали в женских портретах, хранящихся в галерее Питти
по Флоренции, в галерее Франкфурта-на-Майне и в Шантильи
(Франция). Ни один из портретов Боттичелли не принадлежит.
Портрет Клариче Орсини, жены Лоренцо Великолепного, не сохранился
(Лукреция Торнабуони была матерью Лоренцо).
18
«Вакх» и работы в Пизе и Монтеварки не сохранились. Ангелы
в соборе Эмполи, которые приписываются художнику Франческо
Боттичини (см. биографию Раффаэлино дель Гарбо в ч. III
«Жизнеописаний»), как и «Св. Себастьян» Антонио Росселино,
сохранились.
19
Балдахин не сохранился.
20
Рисунки Боттичелли хранятся главным образом во Флоренции
(в Уффици и в Академии).
21
Вышивка не сохранилась.
22
Поклонение волхвов» — теперь в Уфицци (см. прим. 9). Тондо
не сохранилось.
23
«Клевета», воспроизводящая описанную Лукианом картину Апеллеса,
— теперь в Уффици. Картина описана Л.-Б. Альберти в его
«Трех книгах о живописи» (см. русское издание Альберти,
т. II, М., 1937, стр. 57).
24
Чтоб не могли оскорбить клеветой владыки земные,
Малая эта доска памятью служит всегда.
Точно такую поднес Апеллес владыке Египта —
Дара достоин был царь, дар был достоин царя.
Филиппино
Липпи, сын живописца Филиппо Липпи и монахини Лукреции Бути,
— флорентинский живописец; родился в Прато в 1457 г., умер
во Флоренции в 1504 г. До 12 лет учился у отца, затем в
мастерской Боттичелли (что подтверждается документом 1472
г.). Может быть, принимал участие в росписях римской Сикстинской
капеллы. С 1484 г. работал в капелле Бранкаччи флорентинской
церкви Санта Мариа дель Кармине (после Мазаччо и Мазолино);
с 1488 (или 1489) г.— в Риме, где по заказу кардинала Караффы
пишет цикл фресок в Санта Мариа сопра Минерва на темы из
жизни Богоматери и Фомы Аквинского, зарисовывает также памятники
античной архитектуры. В 1491 г.— во Флоренции участвует
в конкурсе проектов фасада собора, а в 1501 г.— член комиссии
по выбору места для «Давида» Микеланджело. В 1502 г. заканчивает
фрески в капелле Строцци церкви Санта Мариа Новелла, заказанные
ему в 1487 г. В 1503 г. пишет фрески в соборе Прато.
Среди многочисленных сохранившихся работ к раннему периоду
творчества относятся: «Поклонение волхвов» (ок. 1480 г.)
— в лондонской Национальной галерее; «Товия и три ангела»
(1480—1485) в туринской галерее Сабауда; «Благовещение»
(в Неаполитанском музее); четыре святых (в Сан Микеле в
Лукке); «Мадонна» (Уффици), «Мадонна Нерли» (ок. 1488 г.)
из церкви Санто Спирито во Флоренции (теперь в Лувре); «Эсфирь»
(в музее Конде в Шантильи); «Смерть Лукреции» (в галерее
Питти во Флоренции); «Смерть Виргинии» (Лувр); фрески в
капелле Бранкаччи.
Зрелые работы: фрески в церквах Санта Мариа Новелла во Флоренции
и Санта Мариа сопра Минерва в Риме; «Рождество» (в санкт-петербургском
Эрмитаже); «Видение св. Бернарда» (во флорентинской Бадии);
«Аллегория музыки» и «Распятие» (в Берлине); «Рождество»
(в Эдинбурге), три святых (во Флорентинской академии), «Поклонение
волхвов» (1496), Автопортрет, «Рождество», «Снятие со креста»,
законченное Перуджино (в Уффици); «Встреча Иоакима и Анны»
(1497) в Копенгагенском музее, «Благовещение» (1483—1484)
— в музее г. Сан Джиминьяно; «Обручение св. Екатерины» (1501)
в Сан Доменико в Болонье; «Три святых» (1503) — в палаццо
Бьянко в Генуе; «Христос с самаритянкой и Магдалиной» (диптих
в венецианской семинарии), Мадонны — в Берлине, Будапеште,
Кембридже (США), Кливленде (США), Флоренции (Уффици, музей
Кастильо, собрания Корсини и Феррони), Лондоне, Нанси, Неаполе,
Нью-Иорке. Многочисленные рисунки в разных собраниях (большая
часть во Флоренции). Филиппино Липпи приписывают также некоторые
из работ, автором которых называют неизвестного художника,
близкого Боттичелли, условно именуемого «друг Сандро» (Атigo
di Sandro).
25 О фра Диаманте см. биографию фра Филиппо Липпи.
26
В капелле Бранкаччи Филиппино Липпи закончил фреску «Воскрешение
апостолом Петром сына императора» и написал «Суд над св.
Петром», «Посещение св. Петра в темнице св. Павлом», «Изведение
из темницы св. Петра» и «Распятие св. Петра».
27
Работа «Св. Бернард» находится по-прежнему во Флорентинском
аббатстве (Бадии).
28
Из перечисленных флорентинских работ Филиппино сохранились
«Богоматерь» из Санто Спирито (на месте), «Мадонна» иэ капеллы
Ручеллаи (теперь в лондонской Национальной галерее) и «Распятие»
из Сан Раффаэло (теперь в Берлине). «Бог-отец с мальчиками»
не сохранился.
29
«Богоматерь со святыми» из Прато идентифицируют с работой,
находящейся теперь в Мюнхене. Табернакль с фреской сохранился,
как и вторая Мадонна, хранящаяся в Коммунальной галерее
г. Прато.
30
Работа в Лукке не сохранилась.
31
Судьба работ, выполненных для Матвея Коровина, неизвестна.
32
В Генуе сохранился «Св. Себастьян с двумя святыми» (в палаццо
Бьянко), а в Болонье (в Сан Доменико) — «Обручение св. Екатерины».
33
Какие работы были выполнены для Танаи де Нерли и Пьеро дель
Пульезе точно не установлено.
34
Речь идет об одной из самых значительных работ Филиппино
— фресках в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва.
35
О гробнице фра Филиппо Липпи см. его биографию.
36
«Хорошо написал обо мне, Фома».
37
«Благовещение», как и фрески, сохранилось (помощником Филиппино
был Раффаэлино дель Гарбо, см. его биографию в ч. III «Жизнеописаний»).
Кардинал Караффа умер в 1551 г. (а не в 1511 г.— ошибка
Вазари).
38
Падуанец Ланцилаго (Ланчилао) — живописец, может быть, и
архитектор. Определенные данные о его творчестве отсутствуют.
Римлянин Антониассо (Антониаццо Романо, прозванный Аквили)
работал между 1460 и 1508 гг. в Риме с Мелоццо да Форли,
Д. Гирландайо и Перуджино, в Орвието дописывал фрески фра
Анджелико и Беноццо Гоццоли. Лучшие самостоятельные работы
находятся в США: «Мадонна» в Нью-Иорке и табернакль в Кембридже.
39
Под «Воскрешением Друзианы» подпись Филиппино и дата (1502).
40
«Поклонение волхвов» из Скопето — теперь в Уффици.
41
От фресок в Поджо а Кайаио сохранились незначительные остатки.
42
Алонсо Берругете (около 1486—1561) — испанский живописец,
скульптор и архитектор. Вазари упоминает о нем в биографиях
Ф. Липпи, Микеланджело, Сансовино и Бандинелли. Тем не менее
его сообщения о пребывании Берругете в Италии подвергаются
сомнению. Упоминаемый обраэ не сохранился.
43
«Мадонна с четырьмя святыми» из дворца Синьории — теперь
в Уффици.
44
Возможно, речь идет о «Св. Иерониме с Иоанном Крестителем
и Марией Магдалиной» (теперь во Флорентинской академии).
Рисунок, принадлежавший врачу Бальдини, не сохранился.
45
«Снятие со креста» — последняя работа Филиппино, начатая
в 1503 г. (закончена Перуджино), теперь находится в Уффици.
46
Филиппо Липпи умер 18 апреля 1504 г.
47
Биографию Раффаэлино дель Гарбо см. в ч. III «Жизнеописаний».
48
Никколо Цокколо, прозваниый Картони, иногда идентифицируется
с Никколо Чеко, см. биографию Д. Гирландайо, прим. 19. Определенных
данных о нем нет; назваиные Вазари работы не сохранились.
|