Из
этих картонов один можно видеть в Сиене и поныне, некоторые
же наброски, собственноручно выполненные Рафаэлем, находятся
в нашей книге. Итак, в этой росписи, в коей Пинтуриккио
помогали многочисленные подмастерья и помощники (все из
школы Пьетро), истории делились на несколько картин. На
первой изображено рождение названного папы Пия II от Сильвия
Пикколомини и Виттории и наречение его именем Энея в 1405
году в Вальдорче, в местечке Корсиньяно, которое ныне называется
Пиенцей по его имени и которое он отстроил и превратил в
город. И на этой картине изображены с натуры названные Сильвий
и Виттория. Там же изображено, как Эней вме-сте с Доменико,
кардиналом Капраника, переходит Альпы, покрытые льдом, по
пути на Базельский собор. На второй изображено, как собор
отправляет того же Энея в многочисленные посольства, а именно
в Арджентину трижды, в Триест, в Костанцу, во Франкфурт
и в Савойю. На третьей антипапа Феликс отправляет того же
Энея послом к императору Фридриху III, который настолько
ценил живость ума, красноречие и изящество Энея, что как
поэта увенчал его лаврами, назначил протонотарием, принял
его в числе своих друзей и сделал первым секретарем. На
четвертой тот же Фридрих посылает его к Евгению IV, который
в Триесте посвящает его в епископы и затем в архиепископы
в Сиене, на его родине. На пятой истории тот же император,
возымев желание отправиться в Италию для получения императорской
короны, посылает Энея в Теламоне, сиенский порт, навстречу
своей супруге Элеоноре, прибывшей из Португалии. На шестой
изображено, как названный император посылает Энея к Каликсту
IV, дабы побудить его объявить войну туркам, и в этой же
части мы видим, как названный первосвященник, после того
как Сиена подверглась испытаниям со стороны графа ди Питильяно
и других по вине короля Альфонса Неаполитанского, посылает
его заключить мир, после заключения коего замышляется война
против Востока, по возвращении же из Рима он посвящается
названным первосвященником в кардиналы. худ. Пинтуриккио
/ Распятие со свв. Иеронимом и ХристофоромНа седьмой мы
видим, как по смерти Каликста Эней вступает на папский престол
с именем Пия II. На восьмой — папа отправляется в Мантую
на собор по поводу похода против турок, где маркиз Лодовико
его принимает с ослепительнейшей пышностью и небывалым великолепием.
На девятой — он причисляет к лику святых, или, как говорят,
канонизирует, Екатерину Сиенскую, монахиню и святую женщину
из ордена братьев-проповедников. На десятой и последней
— папа Пий умирает в Анконе во время подготовки с помощью
и согласия всех христианских государей огромнейшей армии
против турок, и один из отшельников из обители камальдульцев,
муж святой, видит, как душа сего первосвященника, в тот
самый миг, как он умирает, возносится ангелами на небо,
совершенно так, как об этом было написано. Затем в той же
истории мы видим, как тело его перевозится из Анконы в Рим
в почетном сопровождении бесчисленных синьоров и прелатов,
оплакивающих кончину мужа и первосвященника, столь редкостного
и святого; работа эта изобилует изображениями с натуры всех
тех, перечисление имен которых было бы слишком долгой историей,
и вся она расписана тонкими и ярчайшими красками и выполнена
с разнообразными золотыми украшениями и части ее весьма
обдуманно распределены по потолку, а под каждой историей
находится латинская надпись, повествующая о том, что в ней
содержится. В эту библиотеку названным Франческо Пикколомини,
кардиналом и папским племянником, были доставлены и поставлены
посреди помещения три мраморные Грации, древние и прекраснейшие,
кои в те времена были первой ценившейся древностью. Эта
библиотека, где были собраны все книги, оставшиеся после
названного папы Пия, еще не совсем была закончена, когда
папой стал названный кардинал Франческо — племянник первосвященника
Пия II, который в память дяди пожелал назваться Пием III.
Тот же Пинтуриккио изобразил в огромнейшей истории над дверями
названной библиотеки, красы этого собора, в огромной истории,
говорю я, что занимает всю стену, венчание названного папы
Пия III, со многими портретами с натуры, внизу же мы читаем
следующие слова: Pius III Senensis, Pii II nepos, MDIII
septembris XXI apertis electus suffragiis, octavo Octobris
coronatus est.(2)
Когда Пинтуриккио во времена папы Сикста работал в Риме
с Пьетро Перуджинцем, он находился на службе у Доменико
делла Ровере, кардинала Сан Клементе; когда названный кардинал
построил в Борго Веккио весьма красивый дворец, он выразил
желание, чтобы он весь был расписан этим самым Пинтуриккио
и чтобы на фасаде был изображен герб папы Сикста, несомый
двумя путтами. Он же выполнил в палаццо ди Сант Апостоле
несколько вещей для Шарра-Колонны. А немного спустя, а именно
в 1484 году, Иннокентий VIII, генуэзец, поручил ему расписать
несколько зал и лоджий в Бельведерском дворце, где между
прочими вещами он по желанию этого самого иапы расписал
одну из лоджий сплошь одними видами, изобразив там Рим,
Милан, Гёную, Флоренцию, Венецию и Неаполь во фламандской
манере, что весьма понравилось, так как это давно уже больше
не делалось, и там же у входа в главные двери он написал
фреской Богоматерь(3).
В соборе св. Петра в капелле, где хранится копье, коим было
прободено ребро Иисуса Христа, он написал на доске темперой
для названного Иннокентия VIII Богоматерь, худ. Пинтуриккио
/ Портрет молодого юношипревышающую естественную величину.
В церкви же Санта Мариа дель Пополо он расписал две капеллы,
одну — для назван-ного Доменико делла Ровере, кардинала
Сан Клементе, который впоследствии и был там похоронен,
а другую — для кардинала Иннокентия Чибо, в которой этот
в свою очередь был погребен, и в каждой из этих капелл он
изобразил их заказчиков, названных кардиналов(4). В папском
дворце он также расписал несколько комнат, выходящих во
двор собора Св. Петра, а именно те самые, в которых несколько
лет тому назад папой Пием IV были поновлены потолки и росписи.
В том же дворце Александр VI поручил ему расписать все помещения,
в которых он жил, и всю башню Борджа, где в одном из помещений
он изобразил Свободные искусства и все своды отделал лепниной
и золотом(5). Но так как лепнину не умели делать тем способом,
каким ее делают теперь, большая часть названных украшений
погибла. В этом же дворце он изобразил над дверью одного
из помещений Богоматерь с лицом синьоры Джулии Фарнезе и
на той же картине голову поклоняющегося ей названного папы
Александра. Бернардино много применял в своих живописных
работах рельефные орнаменты с позолотой в угоду людям, мало
смыслящим в этом искусстве, и для пущего блеска и вида,
что в живописи получается очень грубо. В истории же св.
Екатерины, написанной им в этих помещениях, он рельефно
изобразил арки Рима, фигуры же написал таким образом, что
в то время как фигуры находятся впереди, а здания сзади,
предметы уменьшающиеся выступают вперед больше, чем те,
которые в соответствии с законами зрения должны увеличиваться,
— ересь в нашем искусстве величайшая. В замке св. Ангела
он расписал гротесками бесчисленное множество помещений,
в нижней же части башни, выходящей в сад, он выполнил истории
из жизни папы Александра и изобразил католическую королеву
Изабеллу, Никколо Орсино, графа ди Питильяно, Джанджакомо
Тривульцио вместе со многими другами друзьями и родственниками
названного папы, в частности Чезаре Борджа, его брата и
сестер и многих доблестных людей того времени(6).
В неаполитанском монастыре Монте Оливето, в капелле св.
Павла Тулузского, работы Пинтуриккио — образ Успения(7).
Он же выполнил бесчисленное множество других работ по всей
Италии, а так как выполнение их следует назвать не превосходным,
а скорее ремесленным, обойду их молчанием.
Пинтуриккио имел обыкновение говорить, что, если живописец
хочет придать своим фигурам как можно больше выпуклости,
он должен рассчитывать только на самого себя, а не стараться
угодить князьям и другим лицам. Он работал также в Перудже,
но немного.худ. Пинтуриккио / Дева с младенцем В церкви
Арачели он расписал капеллу св. Бернардина, а в церкви Санта
Мариа дель Пополо, где, как мы сказали, он расписал две
капеллы, он сделал на своде главной капеллы четырех учителей
церкви(8).
Когда же он достиг пятидесятилетнего возраста, ему был заказан
в церкви Сан Франческо в Сиене алтарный образ на дереве
с изображением Рождества Богоматери, и, когда он приступил
к нему, монахи отвели ему жилое помещение, причем передали
его ему, как он этого хотел, пустым, вынеся оттуда всё,
кроме огромного и старинного сундучища, так как перетаскивать
его им показалось слишком громоздким. Однако Пинтуриккио,
будучи человеком причудливым и своенравным, наделал столько
шума и столько раз, что братья, придя в отчаяние, решили
наконец убрать сундук, и так уж им повезло, что, вытаскивая
его, они выломали доску и из него высыпалось пятьсот дукатов
казенного золота, и это так огорчило Пинтуриккио, пожалевшего
добро бедной братии, и так он расстроился, что ни о чем
больше не думал, и от этого и умер. Работал он приблизительно
до 1513 года.
Его товарищем и другом, хотя и старшим, был Бенедетто Буонфильо,
перуджинский живописец,(9) выполнивший вместе с другими
мастерами много работ в Риме в папском дворце. А в Перудже,
у себя на родине, он написал в капелле Синьории истории
из жития св. Эрколана, епископа и покровителя этого города,
и там же несколько чудес, сотворенных св. Людовиком. В церкви
Сан Доменико он написал на дереве темперой историю Волхвов,
а на другой многих святых. В церкви Сан Бернардино он написал
Христа, парящего в воздухе вместе со св. Бернардином, а
внизу — народ. В общем же его на родине высоко ценили, но.до
того, как приобрел известность Пьетро Перуджино.
Равным образом другом Пинтуриккио, выполнившим с ним много
работ, был Джерино-пистоец, почитавшийся прилежным колористом
и хорошим подражателем манеры Пьетро Перуджино, с которым
он работал до самой смерти(10). В Пистойе, у себя на родине,
он выполнил немного работ. В Борго Сан Сеполькро он толково
написал на дереве маслом Обрезание для сообщества Доброго
Иисуса. В приходской церкви того же города он расписал фреской
капеллу, а на Тибре, на дороге, ведущей в Ангьяри, он расписал
также фреской другую капеллу для местной коммуны и там же,
в Сан Лоренцо, аббатстве камальдульских монахов, еще одну
капеллу; из-за этих работ он обосновался в Борго на такое
продолжительное время, что как бы избрал его своей родиной.худ.
Пинтуриккио / Мадонна с младенцем и двумя ангелами Был он
в делах искусства человеком кропотливым, работал с величайшим
трудом и, выполняя работу, старался так, что прямо-таки
надрывался.
В те же времена был в городе Фолиньо превосходный живописец
Никколо Алунно(11); а так как до Пьетро Перуджино не было
еще болыиого навыка в письме маслом, стоящими мастерами
почитались многие, из которых позднее ничего не вышло. Так
и Никколо вполне удовлетворял своими работами, хотя и писал
он только темперой, но зато делал головы своих фигур с натуры
так, что они казались живыми, и потому его манера и нравилась.
В церкви Сант Агостино в Фолиньо его работы на доске Рождество
Христово с мелкофигурной пределлой. В Ассизи он выполнил
хоругеь, носимую в процессиях, а в соборе образ для главного
алтаря, в церкви же Сан Франческо еще один образ. Но лучшие
живописные работы, когда-либо выполненные Никколо, были
в соборной капелле, где, между прочим, есть Положение во
гроб и два ангела с двумя факелами, которые плачут столь
живо, что, как я полагаю, самый превосходный живописец лучше,
пожалуй, и не сумел бы сделать. В церкви Санта Мариа дельи
Анджели, там же, он расписал стену и выполнил много других
работ, которых упоминать не стоит, ибо достаточно того,
что мы коснулись лучших.
На этом мы закончим жизнеописание Пинтуриккио, который,
между прочим, угождал очень многим князьям и синьорам, ибо
быстро заканчивал работы, как им этого хотелось, выполняя
их, может быть, и хуже, чем тот, кто работает обдуманно
и не спеша.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Бернардино
ди Бетто ди Бьяджо, прозванный Пинтуриккио (другое прозвище
— Сордиккио) — перуджинский живописец; родился в Перудже
в 1454 г. (?), умер в Сиене в 1513 г. Учился у Бенедетто
Капорали (может быть, и искусству миниатюры — ему приписывается
страница молитвенника с «Распятием» в Ватиканской библиотеке);
работал в боттеге Фьоренцо ди Лоренцо; был помощником и
сотрудником П. Перуджино в Сикстинской капелле в Ватикане
(1481—1483), работал в Перудже (после 1494 г.), Риме (1493—1494
и 1508), Орвието (1492), Сполето (1497), Спелло (1500— 1501),
Сиене (с 1502 г.).
Сохранившиеся фрески: в Риме — в Сикстинской капелле и в
аппартаментах Борджа в Ватикане; в Санта Мариа ин Арачели,
Санта Чечилиа и Санта Мариа дель Пополо; остатки фресок
в палаццо Колонна и Пенитенциери, в замке св. Ангела и в
ватиканском Бельведере; в Орвието — остатки фресок в соборе,
в Перудже — «Мадонна с ангелами» в люнете зала дель Консильо
в здании муниципалитета; в Сполето _ роспись в соборе (1497);
в Спелло — в Санта Мариа Маджоре; работы в Сиене: фрески
в соборе (1504), в библиотеке Пикколомини (1503—1508) и
остатки фресок из палаццо Петруччи (Маньифико) на темы из
Одиссеи (теперь в лондонской Национальной галерее — «Возвращение
Одиссея»).
Другие работы: «Св. Августин с донаторами» (1500) и полиптих
с Мадонной (1495) — в пинакотеке Перуджи; «Успение» — в
Национальном музее г. Неаполя; Мадонны — в Риме (Ватикан),
Спелло (Санта Мариа Маджоре), Сан Северино (собор), Валенсии
(Академия), Бостоне (музей Гарднер), Кембридже (муэей Фогга),
Милане (Амброзиана), Оксфорде (Ашмолеанский музей), Париже
(Лувр), Лондоне (Национальная галерея); портреты мальчиков
и юношей — в галереях Дрездена, Оксфорда и Нью-Иорка; картон
«Фортуна» для пола Сиенского собора. Последние работы: «Успение»
(в музее г. Сан Джиминьяно) и «Христос, несущий крест» (в
миланском собрании Борромео).
1 В росписи библиотеки Пикколомини Рафаэль не участвовал.
2
«Пий III, сиенец, племянник Пия II, избранный открытым голосованием
21 сентября 1503 года, был коронован 8 октября».
3
От росписей в римских дворцах сохранились незначительные
остатки.
4
«Богоматерь» иэ собора св. Петра не сохранилась; в Санта
Мариа дель Пополо сохранилось «Рождество» в капелле делла
Ровере (заказчиком Пинтуриккио был Лоренцо, а не Иннокентий
Чибо).
5
В ватиканском дворце были расписаны так называемые апартаменты
Борджа; руку Пинтуриккио усматривают в двух из пяти, в так
называемых «Золотых залах».
6
От фресок в замке св. Ангела сохранились незначительные
остатки.
7
«Успение» из Монте Оливето находится теперь в Национальном
музее Неаполя.
8
Названные росписи в римских церквах Санта Мариа ин Арачели
(«Житие св, Бернардина» — в капелле Буфалини) и в Санта
Мариа дель Пополо сохранились.
9
Буонфильо (Бонфильи) Бенедетто упоминается впервые в 1445
г., умер в 1496 г. Его фрески в капелле Синьории в палаццо
Пубблико сохранились. Работы для Сан Доменико и Сан Бернардино
— теперь в Перуджинской пинакотеке. О работах в Риме сведений
нет.
10
Джерино д'Антонио Джерини из Пистойи упоминается в документах
с 1509 до 1529 г. Фрески, упоминаемые Вазари, частично сохранились.
Другие приписываемые ему работы подтверждают оценку Вазари.
11
Имеется в виду Никколо ди Либераторе (Мариани Джакомо ди
Мариано Никколо) из Фолиньо (ок. 1430—1502) (Ваэари неправильно
прочитал подпись на пределле Рождества Христова из Сант
Агостино в Фолиньо, находящейся теперь в Лувре). В Ассизи
сохранились хоругвь (теперь в музее) и образ для главного
алтаря (триптих «Мадонна со святыми») в соборе.
|