Рисовал он в юности столько, сколько когда-либо упражнялся
в рисунке живописец, стремившийся достичь совершенства.
Потому-то до сих пор и можно видеть так много его рисунков
у нашей братии, сбываемых за бесценок одним из его сыновей:
частично это рисунки карандашом, а частично пером и акварелью,
но все они на цветной бумаге, подсвеченной белилами, и выполнены
уверенно и с удивительным мастерством, каковы многие, хранящиеся
в нашей Книге и нарисованные в прекраснейшей манере(2).
Сверх этого, он научился писать темперой и фреской так хорошо,
что, как говорилось выше, уже самые первые его работы выполнены
им с невероятным терпением и тщательностью. В церкви Минерва,
над гробницей кардинала Караффа, небо на своде написано
им так тонко, что кажется работой миниатюристов, что и было
высоко оценено художниками. А Филиппо, его учитель(3), считал
его кое в чем лучшим мастером. Рафаэль(4) же так перенял
манеру Филиппо, что немногие лишь могли их различить.
Когда же он ушел от учителя, он сильно смягчил свою манеру
в изображении тканей, более нежно писал и волосы и выражение
лиц, и художники так много от него ожидали, что, пока он
следовал этой манере, его считали первым из юных в искусстве,
и потому-то семейство Каппони, выстроившее над церковью
Сан Бартоломео, что в Монтеоливето, на горе за воротами
в Сан Фриано, капеллу, именуемую Парадизо, пожелало заказать
Рафаэлю Для нее образ, на котором он и написал маслом «Воскресение
Христово», где несколько солдат, упавших как мертвые вокруг
гроба, написаны весьма живо и прекрасно и головы их так
изящны, что лучше и не увидишь(5). Среди них есть голова
юноши, в котором чудесно изображен Никколо Каппони, а также
очень хороша и своеобразна фигура кричащего человека, на
которого упал надгробный камень. Когда же Каппони увидели,
насколько редкостно произведение Рафаэля, они заказали ему
резную раму с круглыми колоннами, богато позолоченными на
жженом болусе. Но прошло немного лет, как молния ударила
в местную колокольню, пробила свод и упала близ этого самого
образа. А так как он был написан маслом, то и не пострадал
нисколько; там же, где она пролетела около позолоченной
рамы, она своим раскаленным паром выжгла все золото, оставив
один болус. Мне показалось, что кстати было написать об
этом в связи с живописью маслом, чтобы было видно, как важно
знать, каким образом можно защититься от подобной напасти,
так как это случилось не только с этим произведением, но
и со многими другими.
А фреской расписал он на углу дома, принадлежащего ныне
Маттео Ботти, между мостами Карайя и Кукулиа, табернакль
небольших размеров, внутри которого изображена Богоматерь
с сыном на руках и коленопреклоненные святые Екатерина и
Варвара, выполненные весьма изящно и тщательно(6). худ.
Р. дель Гарбо / Портрет молодой женщиныВ поместье Мариньолле,
принадлежащем семейству Джиролами, он написал два прекраснейших
образа с Богоматерью, святым Зиновием и другими святыми,
на пределах же под ними, изобилующих мелкими фигурами, тщательно
изображены истории из жития этих святых(7). В церкви Сан
Джорджо по заказу монахинь он на стене над церковными дверьми
изобразил «Плач над Христом» с Мариями вокруг, а ниже подобным
же образом в другой люнете — Богоматерь; работа эта, выполненная
в 1504 году, заслуживает большой похвалы(8).
В церкви Санто Спирито во Флоренции он над образом Филиппа
Нерлийского, выполненным его учителем Филиппо, написал «Плач
над Христом», произведение, почитающееся весьма хорошим
и достойным похвалы; другой же образ, изображающий святого
Бернарда, менее совершенен. Под дверями ризницы он написал
еще две картины на дереве: на одной — обнаженный Христос,
источающий кровь из ран, с крестом на плечах, является святому
папе Григорию, когда тот служит мессу в сослужении с диаконом
и иподиаконом в облачении, с двумя ангелами, кадящими фимиам
над телом Христовым. Ниже, в другой капелле, он изобразил
также на дереве Богоматерь, св. Иеронима и св. Варфоломея(9).
В обе эти работы он вложил труд немалый, но с каждым днем
дело шло все хуже; не знаю, чему и приписать такую его напасть,
ибо у бедного Рафаэля достаточно было и знаний, и прилежания,
и старания, но помогало это ему мало. Надо думать, что,
обремененному семейством и не имевшему достатка, ему приходилось
перебиваться на повседневный заработок, а будучи к тому
же человеком не слишком предприимчивым и бравшимся работать
за бесценок, он поэтому постепенно все больше и больше опускался;
тем не менее в его вещах всегда можно увидеть и нечто хорошее.
Для монахов в Честелло он написал в их трапезной фреской
на стене большую историю, на которой изобразил чудо Иисуса
Христа, насытившего пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч
человек(10). А по заказу аббата деи Паники для церкви Сан
Сальви за воротами Порта алла Кроче он написал образ главного
алтаря с Богоматерью, св. Иоанном Гуальбертом, св. Сальви
и св. Бернардом кардиналом дельи Уберти и во св. Бенедиктом
аббатом; а по обеим сторонам этого образа, вставленного
в богатую раму, в двух нишах — св. Крестителя, на пределле
же — несколько мелкофигурных историй из жития св. Иоанна
Гуальберта.(11) В этой работе он показал себя с лучшей стороны,
так как аббат этот поддержал его в нужде, пожалев его талант,
И Рафаэль изобразил покровителя на пределле этого образа
с натуры вместе с тогдашним генералом этого ордена.
В церкви Сан Пьеро Маджоре он написал картину на дереве
по правую руку от входа в церковь, а в церкви Мурате — святого
короля Сигизмунда. В церкви Сан Бранкацио он написал фреской
в обрамлении «Троицу» для надгробия Джироламо Федериги,
изобразив его вместе с женой стоящими на коленях(12). В
этой фреске и началось его возвращение к мелочной манере.
Равным образом написал он в Честелло темперой в капелле
св. Себастьяна две фигуры, а именно св. Роха и св. Игнация(13).
При въезде на мост Рубиконте, по пути на мельницу, он написал
в маленькой часовенке Богоматерь, св. Ааврентия и еще одного
святого(14).
И в конце концов он дошел до того, что брался за любую ремесленную
работу и для монахинь и других женщин, вышивавших в те времена
много облачений для церквей, он стал делать за бесценок
рисунки светотенью и узоры с изображениями святых и священных
историй. худ. Р. дель Гарбо / Портрет мужчиныНо хотя и стал
он работать хуже, все же иногда из-под руки его выходили
прекраснейшие рисунки и фантазии, о чем свидетельствуют
многочисленные листы, которые продавались в разных местах
после смерти тех, кто по ним вышивал; много их и в книге
синьора начальника приюта, которые показывают, чего он стоил
в рисунке(15). Потому-то и стали изготовлять так много облачений
и узорных вышивок для церквей Флоренции и области, а также
в Риме для кардиналов и епископов вышивок, почитающихся
очень красивыми. Теперь же этот способ вышивки, который
применяли Паголо из Вероны, Галиено флорентинец и другие
им подобные, почти позабыт(16), так как нашли другой способ
— широкой строчки; но в нем нет той красоты и не нужна для
него такая тщательность, а кроме того, он и гораздо менее
прочен. Вот почему за эту свою заслугу Рафаэль, хотя бедность
и причиняла ему при жизни столько невзгод и столько лишений,
и заслуживает посмертной чести и признания своих талантов.
И по правде говоря, ему в работе так не посчастливилось
потому, что он всегда водился с людом бедным и низким, как
человек, который, опустившись, сам себя стыдится, так как
в юности на него возлагались большие надежды, но потом он
и сам убедился, насколько ему далеко до тех столь превосходных
вещей, которые он создавал в свои юные годы. Так вот, он
настолько отклонился от того хорошего, что было вначале,
что работы его стали неузнаваемы и, с каждым днем все больше
забывая об искусстве, он дошел до того, что писал уже не
только образа и картины, но и самые ничтожные вещи, да и
сам чувствовал себя настолько ничтожным, что тяготился решительно
всем, но больше всего своим многодетным семейством, так
что и вся его искусность превратилась в беспомощность. И
вот, отягченный болезнями и нищетой, он плачевно закончил
свое существование в возрасте пятидесяти восьми лет. Погребен
он был братством Мизерикордиа в церкви Сан Симоне во Флоренции
в 1524 году. Свою опытность он завещал многим. Так, основам
искусства с детства обучался у него флорентинский живописец
Бронзино, столь успешно себя проявивший под руководством
флорентинского живописца Якопо да Понтормо и принесший искусству
богатые плоды, как и его учитель Якопо(17).
Портрет Рафаэля воспроизведен по рисунку, принадлежавшему
Бастьяно да Монтекарло(18), который также был его учеником
и опытным мастером, хотя рисунком и не владел.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Живописец,
названный Вазари Рафаэллино дель Гарбо, работал, по его
свидетельству, во Флоренции в начале XVI в. Однако к этому
времени относятся работы, подписанные различно: Рафаэллино
дель Гарбо, Рафаэллино ди Карли, Рафаэллино да Фиренце и
Рафаэллино Каппони. Отсюда был сделан вывод, что во Флоренции
в одно и то же время работало несколько художников по имени
Рафаэллино — одна часть исследователей полагала, что их
было три (Р. дель Гарбо, и Р. ди Карли, и Р. Каппони), другие
— что их было два (Р. дель Гарбо и другой, подписывающийся
Р. ди Карли, Каппони и да Фиренце). Проблема не решена окончательно,
тем не ме-нее вероятнее всего, что прав был хорошо осведомленный
Вазари: во Флоренции в указанное время работал лишь один
Рафаэллино — (Рафаэль да Карпи ди Бартоломео ди Джованни,
усыновленный Никколо Каппони, прозванный дель Гарбо по названию
улицы, где он жил, сведения о нем Вазари мог получить от
его сына и от его ученика живописца Анджело Бронзино (в
1548 г. в список живописцев был записан Рафаэль Бартоломео
Никколо Каппони). Кроме упомянутых в биографии работ следует
назвать: алтариый образ Мадонны со св. Франциском и Зиновием
из больницы Санта Мариа Нуова (теперь в Уффици) — единственная
работа, подписанная Р. Каппони; «Мадонна во славе» в церкви
Санта Мариа дельи Анджели в Сиене (подпись: «Р. да Фиренце»);
алтарный образ в Валломброзе (за который было упла-чено
художнику Рафаэлю).
1 В первом издании «Жизнеописаний» биография начиналась
так: «Удивительное дело, когда природе иной раз удается
произвести на свет талаит, с первых же шагов создающий вещи
чудесные, люди превозносят его превыше небес, в душе своей
возлагая на него надежды: будто он то ли силою самой природы,
то ли по прихоти судьбы достиг уже чуть ли не половины того
пути, который ему предназначен. И вдруг ими же низводится
он обратно на землю, и те же, кто всю веру вложил в этого
человека, обрубают ветви надежды и не только не замалчивают,
но и поносят того, кого сами толкнули на скачок в бессмертие,
не останавливаясь перед тем, чтобы с позором добить его
так, чтобы он никогда больше не мог подняться. И если даже
он, продолжая после этого трудиться, и создает среди многих
плохих вещей одну хорошую, то ненависть в душе ожидавших
от него чудес такова, что ни за что не пожелают они ни взглянуть
на него, ни к нему присмотреться, чаще всего закрывают глаза,
чтобы не пришлось им увидеть правду. Это пугает душу творящего,
и он не только падает духом, но и лишается силы, клонясь
непрерывно к упадку. Не мало было таких случаев с искусстве
и несть им числа и в науках. Вот почему тот, кто честным
путем сам умеет положить хорошее начало, редко не доходит
в своим творчестве и до благополучного его завершения. А
вот Рафаэллино дель Гарбо поступил не так..»
2
Сохранившиеся частично рисунки находятся в собраниях Уффици
и Британского музея.
3
Речь идет о Филиппино Липпи, в биографии которого (см. т.
II «Жизнеописаний») упоминается о работах в Санта Мариа
сопра Минерва.
4
Рафаэллино ниже везде именуется Рафаэлем (Рафаэллино — уменьшительное
от Рафаэля).
5
Работа сохранилась и находится теперь в Уффици.
6
Фреска погибла.
7
Судьба обеих работ неизвестна.
8
Все росписи церкви Сан Джорджо погибли при перестройке церкви
в начале XVIII в. (церковь именуется теперь Санто Спирито
Сулла Коста).
9
Из названных работ, выполненных для церкви Санто Спирито,
сохранились: «Оплакивание» (теперь в Мюнхенской пинакотеке),
«Св. Бернард» (там же, приписываемый Перуджино), «Месса
папы Григория» (США, Сарасота, собрание Ринглинг) и «Мадонна
во святыми» (теперь в галерее Корсини во Флоренции), подписанная
Рафаэлем де Карли и датированная 1502 г.
10
Фрески в Честелло сохранились (теперь это Начальная школа
на Виа делла Колонна)
11
Работа находится теперь в Лувре (средняя часть без боковых
и пределлы).
12
Работы в Сан Пьеро Маджоре, в Мурате и в Сан Панкраццио
(Бранкацио) не сохранились.
13
Фреска в Честелло в церкви Санта Мариа Маддалена деи Пацци
сохранилась.
14
Часовня разрушена, работа погибла.
15
Речь идет о Винченцио Боргини (см. т. I «Жизнеописаний»).
Рисунки не сохранились.
16
Паголо (Паоло) из Вероны упоминается в биографии Полайоло
(см. ч. II «Жизнеописаний»). Галлиено ди Микеле ди Мариано
работал для флорентинского и сиенского соборов, о чем сохранились
документы.
17
О Бронзино см. ниже «Академики рисунка», о Понтормо см.
ниже его биографию.
18
Бастьяно ди Никколо ди Бастьяно да Монтекарло — посредственный
живописец, умер в 1563 г. Речь идет о портрете, помещенном
перед биографией Рафаэллино дель Гарбо.
|