И
труды такие были положены недаром, ибо, пользуясь советами
Рафаэля, он довел до совершенства фигуры этой гробницы,
а именно обнаженного Иону, выходящего из китова чрева при
воскресении мертвых, и Илью с сосудом с водой и с черствым
хлебом, живущего милостыней под можжевеловым деревом(4).
Так, статуи эти были доведены Лоренцо со всем его умением
искусно и прилежно до высшей красоты, однако он не получил
той награды, которой заслуживали и нужды его семейства и
столько затраченных им трудов, так как смерть смежила очи
Агостино и почти в то же время и Рафаэля, а названные фигуры
по нерадивости наследников Агостино так и остались в мастерской
Лоренцо, где простояли много лет. Только теперь их поставили
на предназначавшееся им место на упоминавшейся гробнице
в названной церкви Санта Мариа дель Пополо. И так Лоренцо,
обманутый по этим причинам во всех своих надеждах, оказался
в то время в положении человека, потратившего время и труды
понапрасну.
Когда же после этого приводилось в исполнение завещание
Рафаэля, ему была поручена мраморная статуя Богоматери в
четыре локтя для гробницы Рафаэля в храме Санта Мариа Ротонда,
где по воле последнего был восстановлен и табернакль(5).
Тот же Лоренцо сделал для купца Перини в церкви Тринита
в Риме гробницу с двумя полурельефными мальчиками(6). А
в архитектуре он составлял проекты многих домов и, в частности,
проект дворца мессера Бернардино Каффарелли(7) и проект
внутреннего фасада дворца делла Валле(8), а также проект
конюшен и верхнего сада для кардинала Андреа делла Валле,
где он для разбивки этого сооружения использовал древние
колонны, базы и капители; кругом в качестве цоколя всей
постройки он разместил древние саркофаги, украшенные историями,
а выше, под большими нишами, он протянул другой фриз из
обломков древних произведений, выше же в самых нишах поставил
несколько также древних и мраморных статуй, которые, хотя
они не были цельными, и у одной не было головы, у другой
рук, а у иных ног, и вообще у каждой чего-нибудь не хватало,
он их тем не менее отдичнейшим образом расставил, поручив
хорошим скульпторам восстановить все недостающее. худ. Б.
Боккаччино / Мадонна с младенцем в окружении святыхИ это
стало причиной того, что после этого начали делать то же
самое и восстановили много древних вещей и другие синьоры,
как кардиналы Чезис, Феррарский, Фарнезе, одним словом,
весь Рим. И в самом деле, древности, восстановленные подобным
образом, являют гораздо больше изящества, чем все безрукие
и безногие туловища, или туловища со всеми конечностями,
но без головы, или же изуродованные и неполноценные.
Возвратимся, однако, к упомянутому саду. Над нишами там
был помещен фриз, который можно видеть и теперь, из древних
барельефов с прекраснейшими и редкостнейшими историями.
Эта выдумка Лоренцо весьма пошла ему на пользу, ибо, когда
кончились злоключения папы Климента, его услугами стали
пользоваться к большой для него чести и выгоде. А именно
после осады замка св. Ангела папа обнаружил, что при входе
на мост пострадали две мраморные часовенки, так как в них
находилось несколько солдат с аркебузами, которые убивали
всякого, кто показывался на стенах, и причиняли слишком
большой ущерб, уничтожая осажденных, но сами оставаясь в
безопасности. Поэтому его святейшество решил уничтожить
названные часовни, а на их место на двух цоколях поставить
две мраморные статуи, а именно св. Павла работы Паоло Романо,(9)
о котором говорилось в другом месте, и другую, то есть св.
Петра, заказанную Лоренцетто, который очень хорошо с ней
справился, но не превзошел статуи Паоло Романо. Обе они
были воздвигнуты, и их можно видеть и ныне при входе на
мост(10).
Когда же папа Климент скончался, гробницы Климента и Льва
X были заказаны Баччо Бандинелли, а Лоренцо был поручен
надзор за работами по обтеске мрамора; этим делом он некоторое
время и занимался. В конце концов, когда первосвященником
был избран папа Павел, а Лоренцо жилось очень плохо и он
сильно обеднел, так как у него был всего лишь один дом,
построенный им самим на Мачелло деи Корби и сам он был отягощен
пятью детьми и разными другими заботами, фортуна повернулась
к нему лицом, восстановив и возвеличив его на ином поприще.
А именно — так как папа Павел пожелал продолжить строительство
Сан Пьетро и так как ни Бальдассаре сиенца, ни других, в
нем участвовавших, уже не было в живых, Антонио да Сангалло
назначил архитектором Лоренцо на сдельные работы, где стены
выводились из расчета по каннам. Поэтому за немногие годы
Лоренцо, не перетруждая себя, прославился и разжился больше,
чем за многие годы при тысячах забот: ибо на этот раз к
нему были благосклонны и бог, и люди, и судьба, а проживи
он дольше, он еще лучше возместил бы те убытки, которые
незаслуженно причинили ему жестокость судьбы именно тогда,
когда он работал вовсю. Однако, достигнув сорокасемилетнего
возраста, он скончался от горячки в 1541 году(11).
Смерть его бесконечно огорчила многочисленных его друзей,
которые всегда его знали как человека любезного и скромного.
А так как он всегда жил по-хорошему и благопристойно, уполномоченные
по строительству Сан Пьетро воздвигли ему почетную гробницу,
на которой высекли следующую эпитафию:
Sculptori Laurentio Florentino,
Roma mihi tribuit tumulum Florentia vivat;
Neto alio vellet nasci et obire loco.
M DXLI
Vix. Ann. XLVII. Men. II. D. XV.(12)
Боккаччино, кремонец, примерно в те же времена завоевал
славу редкостного и превосходного живописца у себя на родине
и во всей Ломбардии, и его произведения удостаивались наивысших
похвал, когда, отправившись в Рим, чтобы посмотреть на столь
прославленные творения Микеланджело, он, едва взглянув на
них, начал изо всех сил изощряться как бы их очернить и
принизить, думая, худ. Б. Боккаччино / Цыганкачто возвысит
самого себя почти настолько же, насколько он хулил мужа,
поистине превосходнейшего в области рисунка, да и во всех
вообще областях.
Когда же ему была поручена капелла в церкви Санта Мариа
Транспонтина, то, после того как она была им расписана и
раскрыта, сразу же прозрели все те, кто думал, что он поднимется
выше небес, но увидели, что он не достиг даже и потолка
в первом этаже домов, ибо римские живописцы, увидевшие в
этом его произведении Венчание Богоматери с летающими мальчиками,
не восхищались, а смеялись(13).
И отсюда можно сделать вывод, что когда люди начинают шумно
превозносить кого-нибудь, кто отличился больше на словах,
чем на деле, то очень трудно оспорить их словами, хотя бы
и разумными, пока самые произведения, во всем противоречащие
тому, что о них думают, не откроют то, что эти столь прославленные
люди представляют собою в действительности. И нет никакого
сомнения, что наибольший вред, приносимый людьми другим
людям, это похвалы, выдаваемые чересчур поспешно тем талантам,
которые честно трудятся над своими созданиями, ибо от подобных
похвал они преждевременно надуваются и не двигаются вперед,
и когда у тех, кого так захвалили, работы получаются не
такими удачными, как они на это надеялись, они, впадая в
уныние от любого упрека, приходят в полное отчаяние, думая,
что никогда уже не смогут хорошо работать. И потому людям
благоразумным надлежит похвал бояться больше, чем порицаний,
ибо те, льстя, обманывают, эти же, раскрывая истину, поучают.
Итак, чувствуя, как его со всех сторон пронзают и терзают,
Боккаччино покинул Рим и возвратился в Кремону, где продолжал
заниматься живописью, как мог и умел. В соборе на средних
арках он написал все истории Богоматери, и работа эта в
этом городе очень ценится(14). Выполнял он и другие работы
в городе и за городом, упоминать о которых не приходится.
Обучал он искусству одного из своих сыновей по имени Камилло(15),
который, относясь к искусству более рачительно, старался
возместить этим ущерб, принесенный тщеславием Боккаччино.
Несколько работ этого Камилло находятся в церкви Сан Сиджизмондо,
в одной миле от Кремоны, и кремонцы считают их лучшей своей
живописью. Он расписал также на площади фасад одного из
домов, а в церкви Санта Агата все распалубки сводов и написал
на дереве несколько образов; расписал он также фасад церкви
Сант Антонио и сделал другие вещи, в которых он проявил
себя очень опытным мастером. И если бы смерть раньше времени
не унесла его из мира, он достиг бы большого почета, ибо
шел по верной дороге; но и те работы, которые после него
остались, заслуживают того, чтобы о нем было упомянуто.
Возвратимся, однако, к Боккаччино, который, не внеся в свое
искусство каких-либо улучшений, ушел из этой жизни пятидесяти
восьми лет от роду(16). В его времена был в Милане миниатюрист,
весьма искусный, по имени Джироламо(17), много работ которого
можно видеть и в этом городе и по всей Ломбардии.
Был также миланцем и жил почти в то же время Бернардино
дель Лунино(18), тончайший и весьма изящный живописец, как
можио судить по многочисленным его работам в этом городе,
а в Сароне, местечке, расположенном в двенадцати милях,
по «Обручению Богоматери», а также по другим историям в
церкви Санта Мариа, написанным фреской с высшим совершенством.
Он очень чисто работал и маслом и был человеком обходительным
и весьма любезным, почему он и заслуживает все до единой
похвалы, причитающейся каждому художнику, который блеском
своей обходительности украшает дела и пути своей жизни не
меньше, чем он блеском своих достижений украшает дела и
пути своего искусства.
В начало
ПРИМЕЧАНИЯ
Лотти
Лоренцо ди Лудовико, прозванный Лоренцетто (1490 —1541)
— флорентинский скульптор и архитектор, сын золотых дел
мастера и литейщика Лудовико ди Гульельмо дель Буоно. В
1514 г. заканчивает начатую Верроккьо гробницу Фортегверри
в соборе в Пистойе (статуи кардинала и Милосердия). В 1531
—1532 гг. работает над группой «Оплакивание» в римской церкви
Санта Мариа дель Анима с учеником Нанни ди Ваччо Виджи.
Близкий друг Рафаэля, по наброскам которого выполняет бронзовый
рельеф «Христос и самаритянка» и мраморную статую Ионы.
Самостоятельные римские работы: статуя Ильи для капеллы
Киджи в церквИ Сан-Мариа дель Пополо; статуя Мадонны для
гробницы Рафаэля в Пантеоне, статуя Петра у моста св. Ангела
и «Мальчик на дельфине» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Архитектурные работы: двор палаццо делла Валле в Риме; первый
этаж палаццо Видони-Каффарелли (под руководством Рафаэля);
участие в строительстве собора св Петра (под руководством
Антонио Сангалло); приписывается палаццо Коста. Умер в Риме
в 1541 г.
Боккаччино Боккаччо родился в 1467 (?) г., умер в 1524 или
1525 г. — живописец, сын мастера художественного шитья Антонио,
переселившегося из Кремоны в Феррару. Учился у Гранди и
Роберти или у Косты, затем в Венеции, испытал воздействие
Виварини и Беллини, а также Джорджоне и Чимы да Конельяно.
В 1494 г. работал в Кремоне, в 1495 г. в Генуе, затем в
Милане, где взят в плен и освобожден по ходатайству властителей
Феррары — д'Эсте. В Ферраре в 1499 г. работал в соборе,
но принужден был оставить город (обвиненный в убийстве жены).
В 1505 г. — в Кремоне расписывал апсиду собора, в 1515 —1519
гг. — централь-ный неф собора (с Романино, Порденоне и др.)
Другие работы: «Шествие на Голгофу» и «Библейские сцены»
(Лондон, Национальная галерея); «Обручение св. Екатерины»
(Венеция, Академия); «Цыганка» (Флоренция, Уффици). Мадонны:
в собраниях Венеции, Берлина, Будапешта, Вены, Санкт-Петербурга,
Лондона, Милана, Неаполя, Падуи.
1 Лоренцетто женился на сестре Джулио Романо в 1522 г.,
то есть после смерти Рафаэля.
2
«Милосердие» Лоренцетто сохранилось. О гробнице кардинала
Фортегверри, см. биографию Верроккьо «Жизнеописаний».
3
О судьбе фигуры сведений нет.
4
Статуи Ионы и Ильи сохранились на месте. (В работе над Ильей
принимал уча-стие Рафаэль да Монтелупо.) Лоренцетто принадлежит
там же бронзовый рельеф Христа с самаритянкой.
5
Статуя Богоматери (так называемая «Мадонна дель Сассо»)
находится на первоначальном месте в Санта Мариа Ротонда
(т. е. в Пантеоне). В работе участвовал Рафаэль да Монтелупо.
6
Гробница Перини не сохранилась.
7
Проект палаццо Каффарелли (Видони) принадлежит Рафаэлю,
под руководством которого Лоренцетто строил первый этаж
дворца.
8
Палаццо делла Валле приписывается Лоренцетто.
9
См. биографию Паоло Романо «Жизнеописаний».
10
Обе статуи занимают их первоначальное место.
11
Возраст указан Вазари неточно (как и на нижеследующей эпитафии)
12
«Лаврентию, флорентинскому скульптору. Рим подарил мне гробницу,
Флоренция — жизнь мне дала. В месте ином умереть и родиться
не пожелал бы никто. Прожил 47 лет (1541), 2 месяца, 15
дней».
13
О пребывании Боккаччино в Риме точных сведений нет. Работы
в церкви Санта Мариа Транспонтина не сохранились.
14
Работы в кремонском соборе сохранились.
15
Камилло Боккаччино (1501—1546) работал в Кремоне, где сохранились
его фрески в церкви Сан Сиджизмондо («Явление Христа апостолам»,
«Воскрешение Лазаря» и «Христос и блудница» — 1535—1537
гг.). Фрески в церкви Санта Агата принадлежат, по-видимому,
кремонскому живописцу Бернардино Рикка (Рикко), сведения
о котором относятся к 1510—1521 гг.
16
Воэраст Боккаччино точно неизвестен.
17
Имеется в виду, по-видимому, Джироламо кремонец, работавший,
согласно документам в Сиене, в 1467 и 1475 гг.
18
Речь идет о Бернардино Луини, о котором см. биографию Гарофало
в т. IV «Жизнеописаний». В церкви Санта Мариа деи Мираколи
в Саронно сохранилось «Введение во храм», его подписная
фреска, датированная 1525 г.
|