обратнодалее
Вазари - вступление - часть 1 - часть 2 - часть 3  трактат галерея библиотека каталог  
 
О РАЗНЫХ ФЛАМАНДСКИХ ХУДОЖНИКАХ

Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer)
Ян ван Эйк (Jan van Eyck)
Губерт ван Эйк (Hubert van Eyck)
Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden)
Ганс Мемлинг (Hans Memling)
Петрус Кристус (Petrus Cristus)
Йос ван Вассенхове (Joos van Wassenhove)
Гуго ван дер Гус (Hugo van der Goes)
Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer)
Лука Лейденский (Lucas van Leyden)
Микиэль Кокси (Michiel van Coxcie)
Мартин ван Веен (Хемскерк) (Maerten van Heemskerck)
Иероним Кок (Hieronymous Cock)
Джованни Стефано Калькар (Johan Stephen von Calcar)
Дирк Боутс (Dirk Bouts)

 


Квентин Матсис (Метсю) (Quentin Massys)
Иос ван Клеве (Joos van Cleve)
Ян Сандерс Гемсен (Jan Sanders van Hemessen)
Бернард ван Олей(Bernaert van Orley)
Ян Корнелис Вермейен (Jan Vermeyen)
Ламберт Сустрис (Lambert Sustris)
Гендрикмет де Блес (Henry Met de Bles)
Иоахим Патинир (Joachim Patinir)
Ян Схорель (Jan van Scorel)
Жан Бельгамб (Jean Bellegambe)
Франс Мостарт (Frans Mostaert)
Иероним Босх (Hieronymus Bosch)
Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel the Elder)
Ланселот Блондель (Lancelot Blondeel)
Питер Кокс (ван Альст) (Van Aelst)
Ян Госсарт (Мабузе) (Jean Gossart)
Франс де Фриндт (Frans Floris)
Антоний Мор (Anthonis Mor)
Мартин де Вос (Martin de Vos)
Якоб Гримар (Jacob Grimmer)
Ганс Боль (Hans Bol)
Питер Артсен (Pieter Artsen)
Ламберт Ломбард (Lambert Lombard)
Ламберт ван Ноорт (Lambert van Noort)
Гиллис Мостарт (Gillis Mostaert)
Питер Пурбус (Pieter Pourbus)
Маринус ван Румерсваль (Marinus van Reymerswaele)
Герарт Лукас Хоренбольт (Gerard Horenbout)
Симон Бенинг (Simon Bening)
Сусанна Хоренбольт (Susanna Horenbout)
Левина Бенинг (Levina Teerling)
Катарина ван Хемессен (Caterina van Hemessen)
Арт ван Орт (Орткенс) (Aert van Ort)
Дирк Феларт (Веларт) (Dirk Vellert)
Филипп Галле (Philip Galle)
Корнелис Флорис (Cornelis Floris)
Вильгельм ван дер Бруке (Палуданус) Guilielmus Paludanus)
Ламберт Сут (Суавиус) (Lambert Zutman /Suavius/)

Хотя во многих местах, правда
сбивчиво, уже шла речь о произведениях некоторых превосходных фламандских живописцев и об их гравюрах, я сейчас не умолчу об именах некоторых других, поскольку я раньше не имел возможности добыть исчерпывающих сведений о творениях этих художников, которые побывали в Италии, дабы научиться итальянской манере, и большую часть которых я знавал лично, ибо мне кажется, что их деятельность и их труды на пользу наших искусств зтого заслуживают. Итак, оставляя в стороне Мартина из Голландии(1), Яна Эйка из Брюгге(2) и его брата Губерта(3), который, как уже говорилось, обнародовал в 1410 году свое изобретение масляной живописи и способ его применения и оставил много своих произведений в Генте, Ипре и Брюгге, где он с почетом прожил и умер, я скажу, что за ними последовал Роджер Ван дер Вейде из Брюсселя(4), который создал много вещей в разных местах, но главным образом в своем родном городе, в частности в его ратуше четыре великолепнейшие доски, написанные маслом, с историями, относящимися к Правсудию. Учеником его был некий Ганс(5), руки которого мы имеем во Флоренции маленькую картину Страстей Господних, находящуюся во владении герцога. Его преемниками были: Людвиг из Лувена(6), фламандец Лувен(7), Петрус Кристус(8), Юстус из Гента(9), Гуго из Антверпена(10) и многие другие, которые никогда не выезжали из своей страны и придерживались все той же фламандской манеры, и хотя в Италию в свое время и приезжал Альбрехт Дюрер(11), о котором пространно говорилось, тем не менее он всегда сохранял свою прежнюю манеру, проявляя, правда особенно в своих головах, непосредственность и живость, не уступавшие той широкой известности, которой он пользовался по всей Европе.
Однако, оставляя их всех в стороне, а вместе с ними и Луку из Голландии(12) и других, я в 1532 году познакомился в Риме с Михаилом Коксием(13), который хорошо владел итальянской манерой и написал в этом городе много фресок, и в частности расписал две капеллы в церкви Санта Мариа де Анима. худ. Мартин Шонгауэр / Поклонение пастуховВернувшись после этого к себе на родину и получив известность как мастер своего дела, он, как я слышал, написал на дереве для испанского короля Филиппа копию с картины на дереве же Яна Эйка, находящейся в Гёнте. Она была вывезена в Испанию, и на ней было изображено торжество Агнца Божьего. Несколько позднее в Риме учился Мартин Гемскерк(14), хороший мастер фигур и пейзажей, создавший во Фландрии много картин и много рисунков для гравюр на меди, которые, как уже говорилось в другом месте, были гравированы Иеронимом Кокком(15), которого я знавал, состоя на службе у кардинала Ипполита деи Медичи. Все эти живописцы были отличнейшими сочинителями историй и строгими ревнителями итальянской манеры.
Знавал я также в 1545 году в Неаполе Джованни из Калькара(16), фламандского живописца, который был большим моим другом и настолько усвоил себе итальянскую манеру, что в вещах его нельзя было признать руку фламандца, однако умер он молодым в Неаполе, в то время как на него возлагались большие надежды. Им были сделаны рисунки для Анатомии Везалия.
Однако еще больше ценили Дирика из Лувена(17), отличного мастера в этой манере, и Квинтана(18) из тех же краев, который в своих фигурах как только мог ближе придерживался натуры, как и его сын, которого звали Яном(19).
Равным образом и Иост из Клеве(20) был большим колористом и редкостным портретистом, в качестве которого он весьма услужил французскому королю Франциску, написав много портретов разных синьоров и дам. Прославились также и нижеследующие живописцы, часть которых родом из той провинции: Ян Гемсен(21), Маттиан Коок(22) из Антверпена, Бернард из Брюсселя(23), Ян Корнелис(24) из Амстердама, Ламберт из того же города(25), Гендрик из Динана(26), Иоахим Патинир(27) из Бовин и Ян Скоорл(28), утрехтский каноник, который перенес во Фландрию много новых живописных приемов, привезенных им из Италии, а также: Джованни Беллагамба(29) из Дуэ, Дирк из Гаарлема(30) той же провинции, и Франц Мостарт(31), который был очень силен в изображении маслом пейзажей, фантазий, всяких причуд, снов и видений. худ. Ян ван Эйк / Гентский алтарь (центральная часть)Иероним Гертген Босх(32) и Питер Брейгель(33) из Бреды были его подражателями, а Ленцелот(34) отличился в передаче огня, ночи, сияний, чертей и тому подобного.
Питер Кук проявил большую изобретательность в историях и делал великолепнейшие картоны для шпалер и ковров, обладал хорошей манерой и большим опытом в архитектуре. Недаром перевел он на немецкий язык архитектурные сочинения болонца Себастиана Серлио(35).
А Ян Мабузе(36) был чуть ли не первым, пересадившим из Италии во Фландрию истинный способ изображения историй с большим количеством обнаженных фигур, а также и изображения поэзий. Его рукой расписана большая абсида Мидельбургского аббатства в Зеландии. Сведения об этих художниках получены мною от мастера живописца Джованни делла Страда из Брюгге и от скульптора Джованни Болонья из Дуэ, которые оба фламандцы и превосходные художники, как о том будет сказано в нашем трактате об академиках(37).
Что же теперь касается тех из них, кто, будучи родом из той же провинции, до сих пор еще живы и ценятся, то из них первый по качеству живописных работ и по количеству гравированных им на меди листов — Франц Флорис из Антверпена(38), ученик названного выше Ламберта Ломбардо. Почитаясь, таким образом, отменнейшим мастером, он так работал во всех областях своей профессии, что никто другой (так они говорят) лучше его не выражал душевных состояний, горя, радости и других страстей при помощи прекраснейших и своеобразных своих замыслов, причем настолько, что, приравнивая его к Урбинцу, его величают фламандским Рафаэлем. Правда, его отпечатанные листы убеждают нас в этом отнюдь не в полной мере, ибо граверу, будь он каким угодно мастером своего дела, никогда не удастся полностью передать ни замысла, ни рисунка, ни манеры того, кто сделал для него рисунок.
Его соучеником, проходившим обучение под руководством того же мастера, был Вильгельм Кей(39) из Бреды, также работающий в Антверпене, человек сдержанный, строгий, рассудительный, в своем искусстве ревностно подражающий жизни и природе, а к тому же обладающий гибким воображением и умеющий лучше, чем кто-либо другой, добиваться дымчатого колорита в своих картинах, полных нежности и обаяния, и, хотя он и лишен бойкости, легкости и внушительности своего однокашника Флориса, его, во всяком случае, считают выдающимся мастером.
Михаил Коксле(40), о котором я упоминал выше и про которого говорят, что он привез во Фландрию итальянскую манеру, весьма прославлен среди фламандских художников за свою строгость во всем и в том числе в своих фигурах, исполненных какой-то художественности и суровости. Недаром фламандец мессер Доменико Лампсонио(41), о котором будет сказано в своем месте, рассуждая о двух вышеназванных художниках и о последнем, сравнивает их с прекрасным трехголосным музыкальным произведением, в котором каждый с совершенством исполняет свою партию. В их же числе высоким признанием пользуется Антонио Моро из Утрехта в Голландии(42), придворный живописец католического короля. Говорят, что его колорит в изображении любой выбранной им натуры соревнуется с самой природой и великолепнейшим образом обманывает зрителя. худ. Ян ван Эйк / Джованни АрнольфиниВышеназванный Лампсонио пишет мне, что Моро, отличающийся благороднейшим нравом и пользующийся большой любовью, написал прекраснейший запрестольный образ, изображающий воскресшего Христа с двумя ангелами и святыми Петром и Павлом, и что это — чудесная вещь.
Хорошими замыслами и хорошим колоритом славится также и Мартин де Вос(43), который отлично пишет с натуры. Что же касается умения писать прекраснейшие пейзажи, то в этом не имеют себе равных Якоб Гример(44), Ганс Больц(45) и все прочие антверпенцы, мастера своего дела, о которых мне так и не удалось получить исчерпывающих сведений. Питер Артсен(46), по прозванию Пьетро Длинный, написал в своем родном Амстердаме алтарный образ со всеми его створками и с изображением Богоматери и других святых. Вся в целом вещь эта стоила две тысячи скудо.
Восхваляют как хорошего живописца также и Ламберта из Амстердама(47), который много лет прожил в Венеции и очень хорошо усвоил итальянскую манеру. Он был отцом Федериго(48), о котором, как о нашем академике, будет упомянуто в своем месте. Известны также превосходный мастер Питер Брейгель из Антверпена(49), Ламберт ван Хорт из Гаммерфорта в Голландии(50), а как хороший архитектор — Джилис Мостарт(51), брат вышеназванного Франциска, и, наконец, совсем юный Питер Порбус(52), обещающий быть отличным живописцем.
А для того чтобы мы кое-что узнали и о миниатюристах в этих краях, нам сообщают, что выдающимся среди них были следующие: Марино из Циркзее(53), Лука Гурембут из Гента(54), Симон Бених из Брюгге(55) и Герард(56), а также и несколько женщин: Сусанна, сестра названного Луки, приглашенная за это Генрихом VIII, королем Англии, и с почетом прожившая там весь свой век(57); Клара Кейзер из Гента, которая умерла восьмидесяти лет, сохранив, как говорят, свою девственность(58); Анна, дочь врача, магистра Сегера(59); Левина, дочь вышеназванного магистра Симона из Брюгге(60), которая названным Генрихом английским была выдана замуж за дворянина и которую ценила королева Мария, так же как ценит ее королева Елизавета; равным образом и Катарина, дочь магистра Яна из Гемсена(61), отправилась в свое время в Испанию на хорошо оплачиваемую службу при королеве венгерской, словом, и многие другие в этих краях были превосходными миниатюристками.
Что же касается цветных стекол и изготовления витражей, то в этой провинции было также много мастеров своего дела, как-то: худ. Ян ван Эйк / Портрет Маргарет ван ЭйкАрт ван Горт из Нимвегена(62), антверпенский бюргер Якобс Феларт(63), Дирк Стае из Кампена(64), Ян Ак из Антверпена(65), рукой которого сделаны витражи в капелле св. Даров в брюссельской церкви св. Гудулы, а здесь в Тоскане для флорентинского герцога и по рисункам Вазари много великолепнейших витражей из плавленного стекла выполнили фламандцы Гуальтвер и Джорджо, мастера этого дела(66).
В архитектуре и в скульптуре самые знаменитые фламандцы — Себастиан ван Ойе из Утрехта(67), выполнявший кое-какие фортификационные работы, состоя на службе у Карла V, а потом и у короля Филиппа; Вильгельм из Антверпена(68); Вильгельм Кукур из Голландии(69), хороший архитектор и скульптор; Ян из Дале(70), скульптор, поэт и архитектор; Якопо Бруна, скульптор и архитектор(71), который выполнил много работ для ныне царствующей королевы Венгерской и был учителем Джованни Болоньи из Дуэ, нашего академика, о ком мы будем говорить несколько дальше.
Хорошим архитектором почитается также Джованни ди Меннескерен(72) из Гента, а отличным скульптором — Матиас Менемакен(73) из Антверпена, состоящий при короле римском, и, наконец, Корнелий Флорис, брат вышеназванного Франциска, также скульптор и превосходный архитектор, первый, кто ввел во Фландрию способ, как делать гротески(74).
Скульптурой занимаются также, с великой для себя честью, Вильгельм Палидамо(75), брат вышеназванного Генриха, ученейший и прилежный скульптор; Ян де Сарт из Нимвегена; Симон из Дельфт и Иост Ясон из Амстердама(76). А Ламберт Суаве из Льежа — отличнейший архитектор и гравер резцом(77), в чем за ним последовали Георг Робин из Ипра, Дивик Волокартс(78) и Филипп Галле(79), оба из Гарлема, а также Лука Лейденский(80) и многие другие. Все они учились в Италии и рисовали там античные произведения, чтобы вернуться, как большинство из них сделало, к себе домой превосходными мастерами.
Однако самым значительным из всех вышеназванных был Ламберт Ломбардец из Льежа(81), большой ученый, толковый живописец и отличнейший архитектор, учитель Франциска Флориса и Вильгельма Кея. О высоких достоинствах этого Ламберта и других в своих письмах сообщал мне мессер Доменико Лампсонио из Льежа, человек прекраснейшего литературного образования и весьма сведущий во всех областях, который состоял при английском кардинале Поло, пока тот был жив, а ныне состоит секретарем монсиньора епископа — князя города Льежа. Он-то, говорю я, и послал мне первоначально написанное по-латыни жизнеописание названного Ламберта и не раз посылал мне поклон от имени многих наших художников из этой провинции. худ. Ян ван Эйк / Портрет мужчины в красном тюрбанеОдно из писем, полученных мною от него и посланное тридцатого октября 1564 года, гласит так:
«Вот уже четыре года, как я все время собираюсь поблагодарить Ваше благородие за два величайших благодеяния, которые я от Вас получил (я знаю, что это покажется Вам странным вступлением к письму от человека, никогда Вас не видевшего и не знавшего). Это, конечно, было бы странным, если бы я Вас действительно не знал, что и имело место до тех пор, пока добрая судьба, вернее Господь, не оказали мне такой милости, что мне попали в руки, не знаю уж какими путями, Ваши превосходнейшие писания об архитекторах, живописцах и скульпторах. Однако в то время я не знал ни слова по-итальянски, тогда как сейчас, хотя я никогда и не видел Италию, я, читая Ваши вышеназванные сочинения, слава Богу, выучил в этом языке то немногое, что дает мне смелость написать Вам это письмо. Такое желание научиться этому языку возбудили во мне эти Ваши писания, чего, быть может, ничьи друтие сочинения никогда не смогли бы сделать, ибо стремление к их пониманию было вызвано во мне той невероятной и прирожденной любовью, которую я с малолетства питал к этим прекраснейшим искусствам, но более всего к живописи, Вашему искусству, отрадному для каждого пола, возраста и состояний и никому не причиняющему ни малейшего вреда. В то время, однако, я его еще совсем не знал и не мог судить о нем, ныне же, благодаря упорному повторному чтению Ваших сочинений, я приобрел в нем столько познаний, что, как бы ничтожны ни были эти познания или даже почти что несуществующие, их все же для меня вполне достаточно для жизни приятной и радостной, и ценю я это искусство превыше всех почестей и богатств, какие только бывают на этом свете. Эти ничтожные познания, говорю я, настолько все же велики, что я вполне мог бы масляными красками, не хуже любого мазилки, изображать натуру и в особенности обнаженное тело и всякого рода одежды, не решаясь, однако, идти дальше, а именно писать вещи менее определенные и требующие более опытной и твердой руки, как-то: пейзажи, деревья, воды, облака, сияния, огни и т. п. Однако и в этом, как и в области вымысла, я до известной степени и в случае надобности мог бы, пожалуй, показать, что я сделал некоторые успехи благодаря этому чтению. Все же я ограничил себя вышеуказанными границами и пишу только портреты, тем более что многочисленные занятия, по необходимости связанные с моим служебным положением, большего мне не позволяют. худ. Губерт ван Эйк / Три Марии у гроба ГосподняИ дабы хотя бы как-нибудь засвидетельствовать Вам свою благодарность и признательность за Вашй благодеяния, сиречь за то, что я благодаря Вам выучил прекраснейший язык и научился живописи, я послал бы Вам вместе с настоящим письмом небольшой автопортрет, который я написал, глядя на свое лицо в зеркало, если бы я не сомневался в том, застанет ли Вас это письмо в Риме или нет, поскольку Вы в настоящее время могли бы находиться во Флоренции или у себя на родине в Ареццо».
Кроме этого, в письме содержатся всякие другие подробности, к делу не относящиеся. В других же письмах он просил меня от имени многих любезных людей, живущих в этих краях и услыхавших о вторичном напечатании настоящих жизнеописаний, чтобы я написал для них три трактата о скульптуре, живописи и архитектуре с иллюстрациями, которые в качестве образцов от случая к случаю разъясняли бы отдельные положения этих искусств так, как это сделали Альбрехт Дюрер, Серлио и Леон Баттиста Альберти, переведенный на итальянский язык дворянином и флорентинским академиком мессером Козимо Бартоли(82). Сделал бы я это более чем охотно, но в мои намерения входило лишь описать жизнь и произведения наших художников, а отнюдь не обучать при помощи чертежей искусствам живописи, архитектуры и скульптуры. Не говоря уже о том, что мое сочинение, по многим причинам разросшееся у меня под руками, окажется, пожалуй, слишком длинным и без других трактатов. Однако я не мог и не должен был поступить иначе, чем я поступил, не мог и не должен был лишать должных похвал и почета кого-либо из художников и лишать читателей того удовольствия и той пользы, которые, как я надеюсь, они извлекут из настоящих моих трудов.


В начало


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мартин Шонгауэр (ок 1450—1490 гг.).

2 Ян ван Эйк, умер в 1441 г.

3 Губерт ван Эйк, умер в 1426 г.

4 Рогир ван дер Вейден, умер в 1464 г.

5 Ганс Мемлинг, умер в 1494 г.

6 О ком идет речь, точно неизвестно.

7 О ком идет речь, точно неизвестно.

8 Петрус Кристус, сведения о нем относятся к 1443—1471гг.

9 Иос ван Вассенхове (Джусто ди Гано), сведения о нем относятся к 1460—1480 гт.; работал в Италии при дворе Урбинского герцога.

10 Гуго ван дер Гус, умер в 1482 г.

11 Альбрехт (Альберт) Дюрер (1471—1528); см. о нем также биографию Маркантонио Раймонди выше.

12 Лука Лейденский (1490—1538); о нем см. также биографию Раймонди.

13 Михаил Кокхейзен (Микиель Кокси, 1499—1592); о нем см. также биографии Раймонди и Себастьяно дель Пьомбо выше.

14 Мартин ван Веен (Хемскерк), 1498—1574 гг.; в Италии был в 1532—1537 гг.

15 Иероним Кок умер в 1570 г., был в Риме в 1546—1548 гг.; см. о нем также биографию Раймонди.

16 Джованни Стефано Калькар (1499—1546); см. о нем также биографии Раймонди и Тициана (выше).

17 Дирик (Дирк) Боутс, умер в 1475 г.

18 Квентин Матсис (Метсюс) (1466—1530 гг.).

19 Ян Матсис (Метсюс), умер в 1575 г.

20 Иос ван Клеве родился между 1510—1520 гг., умер после 1554 г.

21 Ян Санкер Гемсен (1504—1556 гг. (?)).

22 Маттиас Кок (1509—1548 гг. (?)).

23 Бернард ван Олей (около 1491—1542 гг.).

24 Ян Корнелис Вермейен (около 1500—1559гг.).

25 Ламберт Сустрис, сведения о нем относятся к 1548—1568 гг.

26 Гендрикмет де Блес (1480—1550 гг.).

27 Иоахим Патинир, умер в 1524 г.

28 Ян Схорель (1496—1562 гг.).

29 Жан Бельгамб (около 1470—1534 гг.).

30 Имеется в виду Дирк Боутс (см. прим. 17).

31 Франс Мостарт, известия относятся к 1534—1555 гг.

32 Иероним Босх (1450—1516); см. также биографию Раймонди.

33 Питер Брейгель Старший (около 1530—1563 гг.).

34 Линилот Блондель (1495—1561 гг.).

35 Питер Кокс (ван Альст) (1502—1550 гг.). Его перевод архитектурного трактата Серлио вышел в свет в 1545—1553 гг.

36 Ян Госсарт (Мабузе) (1478—1535 гг. (?)).

37 О Джованни делла Страда и Джованни Болонья см. ниже «Об Академиках рисунка».

38 Флорис, Франс де Фриндт (1516—1570); см. о нем также биографию Раймонди.

39 Вильгельм Кей (около 1500—1568 гг.).

40 Имеется в виду Микиель Кокси, см. прим. 13.

41 Доминик Лампсониус (1532—1599гг.).

42 Антоний Мор (около 1512—1575 гг.)

43 Мартин де Вос (около 1531—1601 гг.).

44 Якоб Гримар (около 1534—1590 гг.).

45 Ганс Боль (1534—1593 гг.).

46 Питер Артсен (1508—1575 гг.).

47 Ламберт Ломбард (1505—1566), был в Италии в 1537 г.

48 О Федериго см. «Об Академиках рисунка».

49 О Питере Брейгеле см. прим. 33.

50 Ламберт ван Ноорт (1520—1570 гг. (?)).

51 Гиллис Мостарт (1534—1598 гг. (?)).

52 Питер Пурбус (1510—1584 гг.).

53 Маринус ван Румерсваль (1497—1567 гг. (?)).

54 Герарт Лукас Хоренбольт, сведения относятся к 1487—1540 гт.

55 Симон Бернинг (1485 (?) — 1561 гг.).

56 Речь идет о Герарте Хоренбольте, см. прим. 54.

57 Сусанна Хоренбольт (1503—1545 гг. (?)).

58 Клара де Кейзер (ок. 1470—1545 гг.).

59 Анна Зегер умерла около 1566 г.

60 Левина Бенинг, сведения о ней относятся к 1545—1570 гг.

61 Катарина ван Хемессен, родилась около 1527 г., в 1552 была еще жива.

62 Арт ван Орт (Орткенс), сведения о нем относятся к 1513—1531 гт.

63 Дирк Феларт (Веларт), сведения относятся к 1511—1540 гг.

64 Дирк Стас ван Кампен (сведения о нем отсутствуют).

65 Ян Хак (Хатк), сведения относятся к 1516—1549 гг.

66 О Гуальтвере сведения отсутствуют. Джорджо — может быть, Йорис Ван Тент, автор портрета Хуаны Испанской, подписного и датированного 1573 г.

67 Себастьян де Ойа (Дойа) (ок. 1523—1577 гг.).

68 Кого имеет в виду Вазари — неизвестно.

69 Вильгельм Кер (биографические сведения отсутствуют).

70 Ганс ван Дале был еще жив в 1552 г.

71 Якоббе Брейк умер в 1584 г.

72 Ян де Хеер (Минхеере), умер в 1578 г.

73 Матиас Манемакер (биографические сведения отсутствуют).

74 Корнелис Флорис (1518—1575).

75 Вильгельм ван ден Бруке, прозванный Падуланус (ок. 1529—1579).

76 О Яне де Сарт, Симоне из Дельфта и Иосте Ясоне сведений нет.

77 О Ламберте Суте, прозванном Суавиус (ок. 1520—1567), см. биографию Раймонди.

78 Об Иорисе Робине и Дирке Волкартсе сведений нет.

79 Филипп Галле (1537—1612).

80 О Луке Лейденском см. прим. 12.

81 О Ламберте Сустрис см. прим. 25.

82 О Козимо Бартоли упоминается в биографии Микеланджело и автобиографии Вазари.


наверх

портал "Акланд" объединяет арт-проекты