Спрашиваю: “Волнуешься?”В ответ улыбается: “Нет”.Верю. Ей это
в радость – выйти на сцену и спеть. Такая красивая, раскованная,
теплая. Ведущий объявляет в микрофон: “Ladies and gentlemen -
from St.Petersburg, Russia – Nadia Bakhireva!” Свет, музыка, аплодисменты
- это её актерская стихия. Костюм у Нади роскошный, с кокошником,
золотой вышивкой. Своим темпераментом, артистизмом и прекрасным
голосом Надя уже покорила сцены Токио, Рима, Нью-Йорка…
Ныне студентка Салем Академии, Надя Бахирева учится в Северной
Каролине. Я видела её выступления в Винстон-Салеме. На Вечере
русской поэзии она пела русские народные песни, на академическом
сольном концерте - арии из классических опер, в театре кабаре
- цыган-ский репертуар… Девушка может всё! А еще Надя - очень
общительный человек. Я попросила её об интервью, и она не отказалась.
Надя, смотрю на тебя - ты воплощение русской души… Откуда
в тебе это?
Родилась я в Саратове. На великой русской реке Волге. Лет с трёх
мечтала быть актрисой. Занималась в очень хорошей студии при детском
театре. Была довольно упёртая – пойду в Театральный по любому!
Мне сказали: “Если ты так как есть пойдешь, то ты никуда не дойдёшь”.
Потому что была квадратная, несуразная (смеется), спорт терпеть
не могла. И еще очень закомплексованная. Поехала в Питер и поступила
в Театральную Академию, на актерско-эстрадное отделение. Раньше
она называлась Театральным институтом, а теперь СПА-ТИ (вместе
смеемся) - Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства.
Закончила в 1998 году. Потом работала в театре Драматической Эстрады
БУФФ.
А в твоей концертной программе напечатано БФФ. Это что опечатка?
Нет. Просто мне сказали, что БУФФ по-английски что-то плохое значит…и
что у всех будет одна ассоциация, если я такое в своё резюме поставлю…
(смеется). Вообще-то БУФФ это итальянское слово. В старые времена
в Италии была такая комическая опера - Буффо. Во времена Россини
на сцене шла серьезная опера, а в антракте игрались комичные вставки.
Давали людям возможность расслабиться немножко после этой трагедии.
Эти вставки были легкие, веселые. И это было начало эстрады.
Когда я туда пришла в БУФФ, дали мне там царскую роль – Екатерины
Второй в спектакле “Казанова в России”. Про то, как Казанова приехал
в Россию, Екатерина Вторая им заинтересовалась, а он ею пренебрег
и влюбился в какую-то крепостную девку. Она эту девку сжила со
света, естественно. Поставлено хоть и в комичном ракурсе, но весьма
драматично.
А ты там пела?
Нет (смеется) - я была там единственная актриса, которая не пела.
Поющая Екатерина Вторая выглядела бы странно. Я там в основном…
ходила по сцене в шикарном платье (смеется). Художник из Мариинского
театра нам делал постановку. Потому меня была хорошая роль Мольери
- юмористическая история любви, у меня там была кормилица (смеется).
А петь я начала в эстрадных концертах.
А как же открылся тебе мир вокала?
А очень просто открылся – мне за это начали пла-тить (смеется).
Оказалось, что с одной песней можно вписаться в разные концерты,
спеть и тебе за это заплатят. Одна песенка много сил не отнимает.
Я это быстро просекла (смеется) и стала делать песенный репертуар.
Первую свою песню помнишь?
Да. Денег в нашей семье тогда не было, потому что мы только переехали
в Питер. Родители были безработные, ели мы на мою стипендию. А
мне нужен был концертный костюм. А мама для меня всегда шила.
Но у нас абсолютно ничего не было даже на материал. Мама достала
какие-то тряпки, которые накопились в доме посуду мыть (они оказались
довольно цветастенькие), скомбинировала их с кусочками шелка с
моих детских новогодних костюмов и сделала мне штаны, жилетку
и кепку с желтым одуванчиком. И я исполняла в этом костюме мою
первую песню “Загулял парень молодой”. Добавила туда джазовую
импровизацию.
Немудрёный был номер, но он неожиданно пошёл. И стала я петь русские
песни. Мне прочили будущее Надежды Бабкиной. Но если серьезно
народными песнями заниматься, то надо ехать по деревням, собирать
песни. Я понимала, что меня на это не хватит. Я люблю все эти
рябинушки, но не настолько, чтобы посвятить им свою жизнь. И долго
я не могла выбрать, в какое русло мне податься и какое выбрать
направление…
И что помогло тебе найти направление?
Помогла опять-таки денежная ситуация (смеется). В театре было
уже просто не прожить, и поехала я в Японию. Мне тогда было двадцать
лет. Пришлось покинуть первый раз родную страну на целых полгода.
Мы ездили по разным городам Японии с русским шоу. Все были танцоры.
Я была одна певица.
И как вас, русских женщин, воспринимали японцы?
На ура! Я такого восторга как в Японии никогда не видела в России.
Питерская публика, сама знаешь, угрюмая, эмоций особенно не выражает,
в лучшем случае ручку пожмут. А японцы восторгаются всем неяпонским,
всем европейским, даже тем, что ты по-другому выглядишь…
… что ты выше их всех на три головы…
…да, чувствовала я там себя странно… гулливером в два с половиной
метра ростом. Я не могла ничего купить из одежды (смеется).
А как японские мужчины?
Ээээээ… не выясняла… (смеется в голос).
…я имею в виду – поклонники, букеты….
Аааа! Япония же Восток. Наш коллектив был женский, и японцы с
большим энтузиазмом возили нас по ресторанам, на экскурсии, показывали
страну.
А что больше всего впечатлило в Японии?
Меня больше всего поразил настоящий вулкан! Не спящий, а действующий.
В этом весь и прикол. Лава была не красная, а такого, знаешь,
яркого цвета морской волны – потрясающий цвет! Он даже какой-то
не естественный, не природный, а скорее химический. Но очень красивый!
А потом у меня на глазах эта синяя лава начала краснеть. Потрясающе!
На этой горе несколько кратеров. Один потух века назад, другой
не очень давно – он еще мокренький. В основном народ ломится на
лаву посмотреть, потухшие вулканы никому не интересны. А я там
вообще села и замерла! Огромное черное пространство земли и -
ветер. Ни деревьев, ничего вокруг нет. Просто Тарковский! Зона.
Сложно объяснить. Очень сильная энергетика… Я не могла шевельнуться.
Потом я пригляделась и увидела на этой черной земле маленькие
цветочки эдельвейсы как бусинки! Вот они-то мне в Японии больше
всего и запомнились.
А как ты из Японии попала в Италию?
Мой продюсер сказал: “Ты мне очень нравишься на сцене, у тебя
хороший голос – чтобы ты хотела в жизни?” Я говорю: “Хотела бы
учиться!” Петь-то я пою, но ведь голосом я никогда серьезно не
занималась. Тогда он сказал, что у него в Италии есть один знакомый
маэстро… Этот знакомый оказался дири-жером Итальянской оперы в
Риме! Маэстро Джозеф Джордина. Он работал с потрясающей оперной
звездой, мифом оперного мира Марией Каллас. У него дача рядом
с дачей Феллини. И я к нему приехала! Он как раз тогда начинал
работать над “Евгением Онегиным”. Он меня послушал и порекомендовал
учиться у Барбары Каприлли. Она потрясающий педагог! Он сказал:
“Мне кажется, вы с ней сойдетесь”. Очень важно сойтись не только
по характеру, но и по проблемам, которые у меня тогда были - с
голосом, с дыханием. Ведь меня никто никогда в жизни не учил,
что дышать надо, когда поёшь! И каким именно местом! (смеется).
Барбара не просто теоретически объясняет, откуда берется дыхание.
Она силой заставляет дышать правильно.
А на каком языке ты там разговаривала? Ведь твой разговорный
японский вряд ли помог в Риме…
В Италию я приехала с тремя словами – “уно билето” и “аэропорто”
(смеется). Барбара Каприлли была в тот время Америке. Я её ждала
в Италии две недели. За это время немножко подучила итальянский.
Потом Барбара приехала, маэстро меня ей представил. Мы заговорили
по-итальянски. Для меня всё произошло очень резко. После питерского
театра и Японии оказаться вдруг в Риме, в каком-то совершенно
новом оперном мире. На меня столько свалилось сразу!
Когда я спросила маэстро, кого бы он назвал лучшими педагогами
оперного пения в мире, он назвал Барбару Каприлли и Марию Каллас.
Два редких голоса, который в мире больше нет – драматическое сопрано.
Барбара на меня произвела огромное впечатление. Она была солисткой
театра Ла Скала. Мы с ней провели три незабываемых месяца. Потом
у меня закончилась итальянская виза, и я вернулась в Питер. Но
не надолго. Мне позвонили из Америки и пригласили в американское
шоу – в цирк.
В цирк?!!
Да! (смеется). Это было абсолютно неожиданно! В три часа ночи
раздался звонок, мужской голос в трубке говорит: “Надя, меня зовут
Саша Воск, я из Нью-Йорка. У нас бродвейская компания, и мы делаем
совместное с московским цирком шоу для Северной Америки”. Я спрашиваю:
“А что вы от меня хотите?”. Он говорит: “От вас вообще-то много!”
Им нужна была универсальная актриса, умеющая танцевать и петь
разные жанры – классику, джаз, фольклор и цыганские песни. Плюс
с разговорным английским, чтобы могла вести шоу. Английского я
не знала вообще. Смеха ради говорю: “А акробатика тоже требуется?”
У них, оказывается, уже был план во время одной песни поднять
меня под купол цирка на какой-то дощечке с веревочками! Никакой
страховки, ничего… А я высоты боюсь. В этом шоу я была Снежной
Королевой и “размораживала” Россию, покрытую льдом.
А бананы там на березах не начинали расти после того, как ты всё
оживляла?
Нет, но цыганский костер зажегся! (смеется). Это был шикарный
номер.
А как ты в Винстон-Салеме оказалась?
После американского цирка я опять вернулась в Россию. Там я год
сидела без работы. И решила написать Барбаре Каприлли письмо.
Изложила ситуацию, попросила совета. Бросить профессию мне или
что? Барбара мне ответила: “Не хочешь ли ты сначала получить образование?”
Барбара к тому времени ушла со сцены Ла Скала и переехала в Америку
для занятий преподавательской деятельностью. Она ненавидит итальянские
консерватории, и работать там не хотела. Когда я в Италии говорила,
что учусь у Каприлли, это производило такой эффект! А в Америке
её никто не знает. Барбара выбрала Салем Колледж в городе Винстон-Салем
штата Северной Каролины. Ей очень понравился этот колледж. И я
её сейчас понимаю. Здесь очень позитивная атмосфера, которую все
поддерживают – и преподаватели, и студенты.
Я тут расслабилась немножко и начала заниматься музыкой. Вспомнила,
что музыка существует не только для заработка, а для души. Что
от неё можно получать удовольствие! В таком расслабленном состоянии
ты постепенно и находишь свой путь… Однажды Барбара открыла передо
мной ноты, и я подумала: “Боже мой, я всю жизнь ждала эту музыку”!
А вообще в Америке тебе нравится?
Я не могу сказать, что я видела много Америки. После Питера, Рима,
Токио и Нью-Йорка Винстон-Салем кажется таким маленьким, хоть
и очень милым (смеется). У меня еще и машины нет. А тут пешком
по улицам ходить не принято. Я пробовала – машины останавливаются,
меня спрашивают, не надо ли помочь, куда довезти, а то и в соседний
отель предложат… (смеется). Надо покупать машину, но это для меня
серьезный расход.
Вообще, сама перспектива, что я всё-таки закончу тут колледж,
для меня сейчас кажется фантастикой! Я очень благодарна своим
родителям за любовь и поддержку.
А над чем ты сейчас работаешь?
Интенсивно готовлюсь к Met-audition. Это очень престижный конкурс
Метрополитэн опера. Само участие в таком конкурсе дает потрясающий
опыт, который очень важен для дальнейшей биографии. Там всё очень
сложно и серьезно. Надо приготовить пять арий, но слушать будут
только три по выбору комиссии.
Недавно певица выпустила свой первый сольный диск под названием
"Я ехала домой..." с русскими романсами. Надя много
концертирует с программой русских романсов, французского шансона,
классических песен разных народов, читает лекции о русских композиторах,
знакомит зрителей с русской музыкой. Недавно пошел первый сольный
концерт, который был шагом в подготовке к оперному конкурсу. Пожелаем
же Наде успехов на сцене и грандиозного артистического будущего!
Беседу вела Наталья Тучина,
Винстон-Салем, Северная Каролина
|