В Дармштадте, на Русском Холме
Не
еду - мчусь. Скорости на немецких автобанах лунатичные.
Уж на что я люблю быструю езду в Америке (едва билета за
превышение скорости американские полицейские мне уже выдали),
но на немецком автобане я получила приличную порцию адреналина.
Еду на скорости 200 километров в час, а кто-то раз - и просвистел
над левым ухом. Мне понравилось тут, в Германии, искусство
увертываться от наезжающей на тебя машины. Едешь в левой
линии, разгоняешься, а все только успевают уходить вправо,
уступая тебе дорогу. Такой стиль вождения у нас на американском
юге был бы признан грубиянством, а в Германии он - совершенно
нормальное явление.
Немецкий автобан: предел скорости—130 км/ч Часовня
Я всё пыталась сфотографировать дорожный знак с пределом
скорости 130 км/час. "Стольник" сняла, а вот 130
всё никак не выходило. Слишком он быстро пролетал. Одни
какие-то размытости.... Надо было на спортивной съемке попробовать.
Наконец получилось.
Еду в сторону Дармштадта. Наконец вижу около съезда с автобана
знак со словами "US Army Community of Excellence. Darmstadt."
Приехала! И тут US Army...
Дармштадт мне понравился. Он характерный город. Но главный
мой там интерес был - часовня Святой Равноапостольной Марии
Магдалины. Как вчитаешься - вот женщина, а равноапостольная,
то есть она апостолам была равна по духу! Вот ведь какая
сила.
Храм в Дармштадте был построен на средства Государя Императора
Николая II и Императрицы Александры. Правящая чета хотела
иметь возможность посещать православные Богослужения во
время своих визитов в Дармштадт, и Государь Император пожертвовал
деньги на строительство. Храм красивый, просто игрушечный!
Стоит на горке, как на ладошке. Это настоящее русское сокровище
Германии...
Первый камень церкви был заложен 16 октября 1897 года в
присутствии российского Императора, а через два года храм
был освящен. Иконостас, антиминс и хоругви были привезены
из Лондона, из домовой церкви Великой Княгини Марии Александровны
(дочери Александра II).
Он построен в раннем ярославском стиле архитектором Бенуа.
Стоит на земле, привезенной в Дармштадт из России, понемногу
изо всех губерний. Мрамор цокольного этажа - с Кавказа.
На сводах стилизованный царский орел. Образа для иконостаса
написал известный иконописец Карл Нефф. В России Нефф и
его ученики расписали Храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский
собор в Петербурге.
Русский Холм (Russische Kapelle) на открытках разных
эпох
Эскиза для мозаики апсиды и наружных стен, богатые орнаменты
и хоругви были изготовлены Виктором Васнецовым -последователем
старорусской иконописи с её строгими формами. Мозаичные
картины были изготовлены в Петербурге и привезены в Дармштадский
храм. На мозаике в алтаре - Богоматерь, восседающая с Младенцем
на небесном престоле в окружении ангелов. Русский Храм был
закрыт с началом первой мировой войны, а все "драгоценные
металлы" были конфискованы как "имущество врага"
-позолота куполов и крестов, медная кровля с водостоками,
медные рамы, пять колоколов, 4 оконных витража в свинцовом
обрамлении, золоченая алтарная дверь... Внутрь здания начала
попадать вода. Нанесение ущерба было продолжено бомбардировками
1944 года. Часть золотых и серебряных сосудов, подаренная
царской семьей, была украдена. То, что можно увидеть в храме
сейчас, сохранилось "до мирных времен" в Дар-мштадском
музее благодаря стараниям его сотрудников. Реставрация послевоенных
времен был закончена в 1955, и 27 апреля храм был заново
освящен архиепископом Александром. Осенью 1976 года было
закончено золочение куполов. Тогда храм опять освятили -
епископ Павел Русской православной церкви заграницей и Лаврентий
Сербской Православной церкви.
На заднем плане—пятиконечная башня, построенная по
приказу или заказу Великого Герцога Людвига Гессен- Дармштадского,
называют ее wedding chapel, с колоколами
Первоначально храм был построен как домовая церковь царской
семьи на её средства. До первой мировой войны тут проходили
Богослужения, связанные с визитами русской царской семьи.
В день убиения Царской семьи тут всегда служат панихиду.
Ас 1981 года в День Новомучеников и Исповедников Российских
в храме проводится архиерейское служение с молебном Царственным
Новомученикам, после чего совершается крестный ход с иконами
и портретами царской семьи.
На левом аналое - икона Божьей Матери Казанская. Эта икона
первоначально принадлежала Великой Княгине Елизавете, старшей
сестре царицы. Великая Княгиня подарила эту икону русскому
монаху, игумену Серафиму. Это он в 1918 году распорядился,
чтобы прах Великой Княгини и убиенной вместе с ней большевиками
инокини Варвары были перевезены из Сибири через Китай в
Святую землю. Незадолго перед смертью игумен Серафим подарил
икону шведской королеве Луизе, которая завещала её церкви
в Дармштадте, где венчались её родители.
Сейчас храм опять частично в лесах. Починки требуют многих
средств, которые не так просто собрать. Я обошла его вокруг
и поднялась по мраморным лестницам, по которым некогда ступала
царская чета. Открыла массивную дверь. Вошла. Меня поприветствовал
Мартин. Смиренный православный парень, родители которого
были родом из Ревеля. Говорит он только по-немецки, но мы
всё-таки кое-как пообщались на полу-английском, так как
по-немецки я знаю совсем мало. Он мне рассказал про святыни
храма и покров вышитый собственноручно царицей Александрой
для церкви.
Храм открыт для посещения всё дневное время. Но Богослужения
тут проводятся только 14 раз в год и на немецком языке.
Служит о.Иоанн Гринчук. Мартин оставил меня одну в храме,
занявшись своей лавочкой с книжками и иконками, и я спокойно
помолилась.
Погуляв по территории Русского холма я с удивлением обнаружила
тут недавно построенный центр модернового искусства "из
стекла и бетона" с неизбежными обнаженными статуями
и прочими достижениями "духа времени". Группы
праздных мужчин играли в подковы, загоняли шары в лунки.
Голые деревья с какими-то кожаными стволами придавали регулярному
парку суровый голый вид.
Как-то это всё не гармонировало с мягкостью русского храма,
царственной роскошью, православной традицией милосердия...
Захотелось нажать кнопку Erase Selected Objects и вообще
отмотать время в прошлое. Тут гораздо больше подошел бы
монастырь, подумала я.
Фото автора
|
|
|