|
Презентация только что вышедшей книги "Мир
каким она его создала" состоялась в садах Рейнольды.
А где же еще - ведь мир, который создала Катрин
Рейнольде, это и есть её Рейнольда. Или наоборот
- Рейнольда - это и есть её мир. Каким она его видела,
каким его создала. Теперь знаменитые сады и имение
находится почти в центре Винстон-Салема недалеко
от Университете Вэйк-Форест, территория которого
тоже некогда принадлежала семье табачного магната
Рейнольдса.
"Среди десяти профессиональных дизайнеров пейзажа,
членов Американского Общества Архитекторов Пейзажа,
основанного в 1899 году, была лишь одна женщина"
(Дебора Невинс "Триумф Растительности: Женщины
и Американский Пейзаж, 1890-1935")
|
Книгу приятно подержать в руках, почувствовать её весомость.
Перелистать страницы прекрасной полиграфии, всмотреться
в великолепные иллюстрации... Нам повезло, что главный архитектор
ландшафтов Рейнольды Томас Сире был еще и профессиональным
фотографом. Ну а читать книгу - настоящее удовольствие.
Её автор - Катрин Ховетт - считает себя ученицей старой
школы, когда уделяли внимание грамматике и композиции. Она
специализировалась на английском языке, а потом увлеклась
садоводством и получила диплом дизайнера по ландшафтам.
|
"...На
этой фотографии 1921 года Катрин должно быть сорок
один год... У неё были черные как смоль волосы и
яркие голубые глаза. В Университете города Гринсборо
есть её портрет работы художника Джо Укинга... Она
была самым умным человеком, когда либо жившим в
городе Винстон-Салем. Она заботилась о каждой мелкой
детали своей усадьбы, которую очень любила. Она
принимала горячее участие в делах компании своего
мужа. Она добилась сокращения рабочей недели для
рабочих табачной компании своего мужа, основала
медицинский центр и детский сад для их детей! Катрин
Рейнольд взяла на себя рекламу продукции компании,
включая знаменитую кампанию 1914 года по рекламе
сигарет Кэмэл. Когда её муж умер, она сделала попытку
взять на себя руководство табачной компанией Рейнольде,
что было неслыханно для женщины тех лет! Ведь женщины
в Америке даже не принимали участие в голосовании
до 1920 года. Если бы мне представилась возможность
поговорить с кем либо из прошлого города Винстон-Салема,
я бы выбрала Катрин Рейнольде..."
|
Мне
представилась уникальная возможность встретится с автором
книги - Катрин Ховетт.
Вот что она рассказала о создании книги.
- Мы с мужем праздновали пятидесятую годовщину нашей свадьбы.
В этот день он закончил читать рукопись моей книги. Он её
закрыл и... я увидела на его глазах слёзы. Это была самая
высокая оценка моей книги!
Я очень обрадовалась, когда получила приглашение написать
книгу по теме, которая мне была чрезвычайно интересна, тем
более, что в Доме Рейнольды есть прекрасный архив. Работать
в архивах Рейнольды - настоящее удовольствие для исследователя.
Хотя я должна признаться, что так и не прочитала всех писем
Катрин Рейнольде. Она была интенсивной корреспонденткой!
В архивах также есть записанные "устные истории"
с множеством интереснейших деталей. Они дают представление
о том, как люди тогда чувствовали время и на что его тратили.
Контракт,
который мне предложили, подразумевал написание книги в течение
двенадцати месяцев. И я этот контракт подписала! (смеется).
Я преподавала в Университете, и думала, что могу как-то
встроить работу над книгой в мою профессорскую "занятость".
Это потом работа над книгой взяла меня всю, всё моё время.
Я писала эту книгу девять лет...
Как вы видите Катрин Рейнольде в культурном контексте
ее времени?
История Рейнольде - очень привлекательная история. На примере
жизни Катрин мы ясно видим, какие трудности преодолевали
женщины того времени, в каком времени они жили. И всё это
- на фоне истории американского ландшафта! Передо мной стояла
потрясающе интересная задача. Благодаря архивам Дома Рейнольды
я смогла с этой задачей справиться. Моя книга впервые была
написана не о дизайнере пейзажа, а о его заказчике! Чтобы
понять всё значение достижений Катрины Рейнольде, мы должны
принять во внимание обстоятельства, в которых она жила.
Катрин Рейнольде родилась в селе Маунт Эйри (Mt Airy ) в
Северной Каролине. Её племянница показала мне это скромное
селение недалеко от Винстон-Салема - она была живым ресурсом
и комментатором истории семьи. К сожалению, она не дожила
до выхода книги из печати...
Катрин
Рейнольде сумела совершить чудо - создать Рейнольду. Но
давайте посмотрим в каких условиях это происходило, что
было движущей силой этого проекта, основой к нему интереса.
С одной точки зрения, Катрин была женой богатейшего тайкуна
с неограниченными финансовыми возможностями. С точки зрения
простой повседневной жизни её история совершенно противоположная.
Она страдала от больного сердца всю свою жизнь. У неё было
очень слабое сердце.
Нельзя забывать, что это было время, когда антибиотики были
неизвестны. Люди имели дело с серьезными болезнями, лечения
которым не было. Она знала, что не может рассчитывать на
долгую жизнь в этом мире. Люди в то время жили сознательно
с чувством своей смертности. Они могли умереть в любой день
и не забывали об этом. Отношение к близости смерти очень
часто можно найти в её письмах. Её пятилетний брат умер,
когда ей самой было только семь лет. У него была дизентерия.
Родители не знали, что делать. Проблемы здоровья и санитарии
были очень серьезны, особенно на юге.
Катрин очень любила науку домоводства. У неё была целая
библиотека руководств и научных пособий по кухне и домашнему
хозяйству. Например, она следовала санитарным условиям приготовления
пищи. Это было чрезвычайно актуально. Она подняла домоводство
до уровня науки и искусства.
Какие
сюрпризы ждали вас в процессе работы над книгой?
Самым
удивительным для меня был характер Катрин Рейнольде и то,
как он проявлялся в повседневной жизни. Это нашло отражение
в её письмах. Её переписка просто великолепна! У неё был
мужской стиль в деловой переписке с работниками. Она была
человеком, который принимал решения - от строительства главного
дома усадьбы до организации коровника и устройства ландшафта.
Её решения были умны.
"Когда я выйду замуж, я поеду в свадебное путешествие
в Европу и привезу домой прекрасное произведение искусства.
А потом я куплю прекрасное имение, заведу сотню коров на
лугу и посажу везде цветы" (Катрин Смит - из письма
к школьной подруге, 1899 год)
Муж
Катрин, Дик Рейнольде, был на тридцать лет старше её. Он
очень поддерживал её деятельность и невероятно гордился
достижениями жены, её способностью вести блестящую переписку
с архитекторами, инженерами и дизайнерами. Он не относился
снисходительно к её деятельности, а уважал и гордился. Он
делился с ней всеми деталями его табачного бизнеса. Они
всё время обсуждали какие-то дела! Почитайте эти письма
- это просто невероятно! Она была очень знающим предпринимателем
и сумела прекрасно распорядиться наследством, которое осталось
ей после смерти мужа. Их отношения были также очень романтичными.
Он её просто обожал. Это тепло и нежность отражено в переписке.
Одно из таких писем выпало из книги, когда я работала в
библиотеке Рейнольды... Они прожили вместе тринадцать лет.
Катрин
Рейнольде получила образование в колледже (ныне - Университет
Северной Каролины в Гринсборо). Она вышла замуж: за Ричарда
Рейнольдса в 1905 году. У них родилось четверо детей. Она
была из немногих женщин, чьи мечты стали реальностью. Она
осуществила создание имения, которое назвала Рейнольда,
создав женский вариант фамилии Рейнольде. Её муж погиб в
1918 году. Она вновь вышла замуж:, и, по настоянию второго
мужа, который очень хотел наследника, родила сына, скончавшись
от родов в 1924 году. Ей было 44 года.
Катерина
также заботилась о том, чтобы в устройстве Рейнольды были
отражены правильные человеческие отношения. Средствами дизайна
и садоводства она пыталась утвердить моральные ценности.
Она с уважением относилась к своим работникам и пыталась
проявить в них чувство того, что они принадлежат к живому,
энергичному, вибрирующему обществу людей, где у каждого
есть своя особая роль. Она давала людям возможности к получению
образования и путешествий. Этот подход уникален в своей
основе.
Она
ступала по тонкой линии между традицией и собственным сильным
характером. Это выражается даже в её выборе вишневых деревьев
для сада. Японские вещи были в большой моде в то время.
Но Катерина хотела избежать "исторических артефактов".
Она добавила вишни, но не изменила уже созданную формальную
эстетику садов. Всю свою жизнь она надеялась совершить путешествие
в Японию... Но в то время было трудно доехать даже до Флориды!
Мостов там тогда не было. Катрин была невероятно смелой,
решившись ехать во Флориду с семьей. Ведь тогда там свирепствовали
эпидемии энфлюэнции. Она сама там заболела...
Имение
Рейнольда оставалась в семье Рейнольдсов до 1951 года, когда
оно было передано Университету Вэйк Фо-рэст, а в главном
доме усадьбы был устроен музей Американского искусства.
Дом и сады Рейнольды открыты для посетителей.
Вы написали книгу о женщине юга,
а себя вы считаете южанкой?
Да, считаю. Я не родилась на Юге. Моя семья приехала на
Юг в 1966 году. Я очень заинтересовалась южной культурой
и особенно - ландшафтом. Я настоящий энтузиаст культуры
Американского Юга. Но тот факт, что я тут не родилась, дает
мне некоторую перспективу. Я как бы вижу эту культуру со
стороны.
Меня
очень интересует движение того времени, когда люди стали
обращаться к местным растениям вместо того, чтобы гнаться
за модными экзотическими. Атмосфера садов Рейнольды очень
непретенциозна. Мне это очень импонирует. Каждый сад усадьбы
очень скромен в своей особенности. Всё здесь кажется таким
доступным и знакомым... Сюда так хочется вернуться.
По окончании встречи я попросила Катрин Ховетт подписать
мой экземпляр книги. У неё оказался очень красивый почерк.
Я не собираю книг, но эту буду бережно хранить как память
о прекрасном вечере в Рейнольде и встрече с её автором.
Наталья
Тучина, Винстон-Салем, Северная Каролина
© Наталья
Тучина - Panorama Charlotta
|