|
Первые
три года своей жизни я провел на территории больницы
Скворцово-Степанова. Бабушка работала медсестрой на
одном из отделений и она часто брала меня маленького
туда с собой.На стенах висели большие аквариумы с
зеленоватой водой, в которой беззвучно скользили полосатые
скалярии, а по коридорам беззвучно слонялись больные.
Мама, отец, бабушка и я умещались в двух комнатках
в двухэтажном деревянном доме. Мое воспоминанье уносит
в то прошлое и я слышу скрипенье огромных деревьев,
крики ворон, я помню сумасшедших в больничных серых
халатах, которых выводили гулять в специально отведенную
площадку. Все было пропитано аурой нереального мира
- мира видений, бреда, страстных желаний, необычных
событий. Возможно поэтому то, что со мной случалось
в последующем становилось своеобразным продолжением
этого странного бытия, столь похожим на сон.
Мои предки были священниками, церковными старостами,
крестьянами, графами Левашовыми - и только в крови
одного таилась страсть к рисованию. Прапрадед был
богомазом, в середине 19 века он расписал церковь
в Осташкове, она не простояла долго - во время войны
ее разрушили немцы. Но каким-то чудом сохранилась
икона, сделанная в его мастерской - и она висит передо
мной. |
Когда мне было пять лет, я впервые встретил
художника. Это было лето. Евпаторий. Зеленые
волны Черного моря падали на берег. Асфальтовая
дорожка , по которой ползали блестящие улитки,
привела меня к шаткой фанерной коморке. Я
заглянул в открытую дверь. На стульчике сидел
бородатый мужчина и водил кистью по холсту.
Я был потрясен его умением рисовать, изображать
предметы, лица, меня привлекал запах красок
и сам художник представлялся волшебником.
Хотя на самом деле это был обычный оформитель,
который подрабатывал, раскрашивая афиши для
местного кинотеатра. Но я не знал этого -
я видел в нем мага и кудесника. Он умел рисовать
- и это было главное.
Мама и отец не умели рисовать, и , наверное
чувствуя мою еще неосознанную потребность
в изобразительном искусстве, они водили меня
в Эрмитаж и Русский музей. Мое детское воображение
поразили картины Айвазовского, и особенно
завораживала мощь нарисованной зеленой волны,
которая готова была упасть на зрителя и увлечь
его в свои глубины. Чем-то картины напоминали
огромные аквариумы. Не хватало только полосатых
скалярий, которых я видел у бабушки на отделении.
Вскоре я завел свой собственный аквариум и
часами просиживал перед ним, созерцая плавные
движения водных обитателей. Чем-то этот подводный
мир завораживал и тянул к себе..
|
Наступил
июнь 1974 года, года тигра. Я пришел из школы,
аквариума не было. 100-литровый сосуд со всеми
обитателями упал на пол. Изумрудный мир разбился.
Я не знал тогда, что это был знак потрясения.
Через несколько дней я поехал купаться на залив
с другом в небольшое место под названием "Солнечное"
туда, где до сих пор стоит на берегу детский
городок с небольшим водоемом, крепостью и фигурами
острова Пасхи. Кто и зачем захотел их поставить
в этом месте остается непонятным. Стояла жаркая
погода, светило солнце и хотелось побыстрее
окунуться в воду. И я нырнул.
Помню зеленовато-желтый мутный свет, который
проникал сквозь поверхность воды. Я лежал под
этой водой и не мог пошевелиться. Пробивались
лучи солнца - мне казалось, что слышал смех
на берегу и играла музыка. Но это было там за
гранью. Я как бы смотрел на мир с той стороны.
Мне хотелось дышать, а я не мог встать. И никто
не мог мне помочь. Я понял, что это конец. Я
увидел лица мамы, папы, бабушки - мне стало
жалко их, когда я представил , что они узнали,
что меня больше нет. Но удивительно - ужаса
и страха не было. Кружилось вокруг чувство грусти.
Так я умер.
А потом я родился, но то была другая жизнь.
Я очнулся от пронзительного крика какой-то девицы.
Мой друг все-таки вытащил меня на остров, на
котором стояли сумрачные скульптуры идолов далекого
Рапа-Нуи и меня прислонили к ним. И образы этих
статуй до сих пор стоят перед глазами… Я погрузился
в темную фантасмагорию.
У меня был сломан позвоночник. Полный паралич.
Как картинки из бреда я видел больничные кровати,
врачи, медсестры, заплаканное лицо мамы, почерневшее
лицо отца. Все это напоминало сон, из которого
я почему-то никак не мог проснуться. И единственной
реальностью был потолок палаты с подтеками,
трещинами - это все что мог видеть. Я часами
рассматривал и находил на нем сказочные пейзажи,
города, где бродили фигурки людей и необычных
животных. В одном месте темный узор потолка
походил на тигра, который собирался прыгнуть,
а в другом – плыл хрустальный корабль. Хотелось
ступить на мостки, подняться по лестницам и
куда-то плыть подальше от этого дурного сна.
Родителям врачи сказали, что у меня нет никаких
шансов выбраться из этого положения… Но некто,
кто держит наши судьбы в своих руках, взглянул
в мою сторону. В ногах и руках через несколько
месяцев стали пробуждаться движения. Я даже
начал пытаться рисовать, привязанным к руке
карандашом, а я хотел нарисовать тигра, того,
который сидел на потолке. Но получались лишь
каракули.
Потом спустя много лет поехал в Западый Берлин
с выставкой своих картин я увидел другого тигра.
Меня пригласили в цирк, все было мило и интересно,
и вдруг, не могу точно сказать что произошло,
но я оказался вплотную к самому что ни есть
настоящему тигру и он держал в своей пасти мою
руку. Я чувствовал как пальцы касаются горячего
нёба, жесткого языка, я чувствовал его клыки,
жаркое дыхание. На меня смотрели его безжалостные,
холодные глаза, а во мне опять не было страха.
А эти черные глаза словно говорили: ты помни,
что я рядом, я здесь и клыки мои наготове и
ты должен быть достоин моих даров и я отпускаю
тебя. И он отпустил меня.
Настоящее творчество начинается тогда, когда
ощущаешь к самому себе такую же тигриную безжалостность
и сила должна быть такая же тигриная. |
|
|
|