И сказал Иисус:
на суд пришел Я в мир сей, чтобы
невидящие видели, а видящие
стали слепы.
Ин. 9. 39
Недавно я выходил из какого-то
помещения. Подходя к двери,
я поднял голову, чтобы не натолкнуться
на что-либо, и вдруг увидел
перед собою худого старика,
чем-то знакомого, но очень чужого.
Он шел прямо на меня и смотрел
как бы сквозь меня. Мне стало
страшно, и почти сразу же я
понял:
это я - рядом с дверью было
зеркало. Мне стало еще страшнее,
и, отвернувшись, я быстро вышел.
Почему мне стало страшно? На
улице я встречаю много чужих
людей, но они мне не страшны:
они не очень чужие, а тот, кого
я увидел в зеркале, показался
мне очень чужим. Почему? Я думаю,
потому, что одновременно он
показался мне чем-то знакомым.
Именно знакомство с ним было
тем, на основе чего я и мог
почувствовать свою противоположность
ему - чужое. С другими людьми,
которых я встречаю на улице,
у меня нет непосредственной
связи - общего, поэтому я не
чувствую свою противоположность
им, их отчужденность мне, противоположение
здесь неопределенное. Но с тем,
кого я увидел в зеркале, у меня
было общее - родовое отличие:
знакомое, и на основе его сильнее
выступило видовое различие -
отчужденность, это уже определенное
противоположение. Поэтому он,
то есть тот, кого я увидел в
зеркале, показался мне очень
чужим. Почему мне стало страшно?
Потому что знакомое и близкое
оказалось совсем чужим:
знакомое и близкое чужое, причем
совсем чужое, - страшно. И еще:
страшно было от того, что он
смотрел прямо на меня и как
бы не видя меня, сквозь меня.
Почти сразу же я понял, что
это я, что это мое отображение
в зеркале, и мне стало еще страшнее.
Почему? Потому ли, что я увидел,
как я стар? Но это меня абсолютно
не волнует и не трогает. Потому
ли, что я увидел свой грех,
свою греховность? Но свою греховность
я вижу каждый день и не в зеркальном
отображении, а прямо, внутри
себя. Может, сама зеркальность
отображения испугала меня? Может,
я увидел анти-себя, неожиданно,
неподготовленно увидел свое
ан-ти-я? Не знаю. Мне кажется,
во внешнем отображении я увидел
свое внутреннее, духовное анти-я.
Мне стало страшно, потому что
я понял, что знакомое и близкое
чужое, уже совсем чужое - не
тот старик, которого я увидел
в зеркале, а я сам: я сам себе
чужой.
"Положивший руку на плут
и оглядывающийся назад неблагонадежен
для Царствия небесного"
(Лк. 9, 62). Руку"на плуг
я положил уже очень давно. И
не я ее положил, она была положена
не мною весной 1911 года. Но
я часто, очень часто оглядывался
назад. Но вот уже три года,
как и оглядываться некуда, позади
меня ничто, а что было - вошло
уже в меня и есть сейчас, как
мое жало в плоть. Позади уже
ничего нет, а я все еще оглядываюсь:
в малодушии и унынии, в легкомыслии,
в мечтательности и бесовском
парении мыслей оглядываюсь назад
на ничто. Ничто - не то, что
было, оно во мне, ничто - какая-то
моя оболочка, когда-то живая,
а сейчас мертвая, какая-то моя
шелуха. Ничто - само оглядывание
назад. Уже некуда оглядываться,
а я все оглядываюсь назад, оглядываюсь
на само оглядывание; потому
что больше не на что оглядываться.
Вот что я увидел, взглянув на
старика, идущего на меня, смотревшего
сквозь меня. Этот близкий и
совсем чужой мне - я сам; я
сам, самый близкий мне, самый
чужой себе.
___________________
Я запутался в своих я, в своих
я и в своих анти-я. Попробую
по порядку перечислить их.
1. Я - чужой себе. Здесь два
я: я и другой я, чужой мне.
Но может быть и так: я - чужой
себе, а тот, кто мне чужой,
может, он и есть мое подлинное
я - сокровенный сердца человек?
А я в малодушии и легкомыслии
бегу от него?
2. Я сам - чужой себе. Здесь
уже три я, потому что "я
сам" предполагает рефлектирование
и объективирование себя самого:
рефлектирующее и объективирующее
я - я как субъект рефлексии,
рефлектируемое и объективируемое
я - я как объект рефлексии.
Тогда можно задать три вопроса:
кто рефлектирует - я, которому
другой я - чужой, или чужой
мне, или сокровенный сердца
человек? Но последнее предположение
сразу отпадает: сокровенный
сердца человек не рефлектирует,
рефлексия - в грехе и грех,
а сокровенный сердца человек
- или еще до греха, в невинности,
или после греха, в святости,
к которой я призван или, во
всяком случае, зван. Скорее
всего, рефлектирует первое я
- я сам и в рефлексии и самообъективи-ровании
все дальше уходит от себя самого.
3. Я - чужой себе самому. И
здесь три я, потому что "себе
самому" - такое же рефлектирование
и самообъективирова-ние, как
и "я сам". Сокровенный
сердца человек - скорее, первое
я, оно со страхом смотрит на
себя самого, в самообъ-ективировании
все дальше уходящего от себя
самого. Это бегство от себя
самого страшно: это какое-то
самопоедание в самоопустошении.
4. Я сам - чужой себе самому.
Здесь уже четыре я, так как
оба объективируются. Здесь уже
нет сокровенного сердца человека,
рефлектирование и объективирование
изгнало его: в грехе я ушел
от себя самого, в грехе иду
все дальше от себя самого, разделяюсь
в себе, грех ест меня, я сам
поедаю себя самого; как бес
в земле Гадаринской, говорю:
имя мне - легион, легион моих
грехов, пожирающих меня. В этом
внутреннем разделении, распадении,
самопоедании я уже потерял и
себя самого: "Всякое царство,
разделившееся само в себе, опустеет;
и всякий город или дом, разделившийся
сам в себе, не устоит"
(Мф. 12, 25). Я разделился сам
в себе, не устоял, опустел.
Наступила мерзость запустения.
5. Я, близкий себе, - самый
чужой себе. Здесь три я: я,
которому я и близкий, и чужой;
я, который близок мне; я, чужой
мне. Здесь нет объективирования
и все же три я. Кто из них мое
подлинное я, мой сокровенный
сердца человек - тот ли, который
разрывается между близким и
чужим мне и, разрываясь, в непонятном
противоречивом единстве отожествляет*
и близкое и чужое? Или близкий
мне? Или чужой?
Или все три - непонятное мне
единство, даже тожество, сокровенного
сердца человека? Христос говорит:
"Если кто хочет идти за
Мною, отвергнись себя и возьми
крест свой и следуй за Мною"
(Лк. 9, 23).
"Если кто приходит ко Мне
и не возненавидит... жизни своей,
тот не может быть Моим учеником"
(Лк. 14, 26).
"Ибо кто хочет душу свою
сберечь, тот потеряет ее; а
кто потеряет душу свою ради
Меня, тот обретет ее" (Мф.
16, 25).
"Любящий душу свою потеряет
ее, а ненавидящий душу свою
в мире сем сохранит ее в жизнь
вечную" (Ин. 12, 25).
Тогда самый близкий мне - не
самый ли далекий и чужой мне?
Тот я, который мне ближе всего,
- не самый ли далекий и чужой?
А самый далекий - не самый ли
близкий? В отвержении себя,
в ненависти к себе, в потере
себя я обретаю себя, сохраняю
себя в жизнь вечную. Тогда все
три я отожествились в моем сокровенном
сердца человеке и уже не я отожествил
их, а Христос во мне.
6. Я, близкий себе самому, -
чужой себе. Здесь четыре я,
так как второй я объективирует
себя и сокровенный сердца человек
или в первом я, или в последнем.
7. Я, близкий себе, - чужой
себе самому. И здесь четыре
я, но объективируется не близость
себе, а чужое - отчужденность
от себя.
8. Я, близкий себе самому, -
чужой себе самому. Здесь уже
пять я, так как объективируется
и близость, и отчужденность.
Сокровенный сердца человек загнан
в первое я. Но что \ осталось
от него после объективирования,
и близости, и отчужденности?
Почти ничего, и начинается мерзость
запустения.
9. Я сам, близкий себе самому,
- чужой себе самому. Здесь уже
три объективирования, полное
опустошение и мерзость запустения.
Это уже геенна огненная.
Вот я проанализировал себя самого,
свои я и анти-я, все свои возможности
и пришел к последней, самой
страшной -геенне огненной, геенне
огненной во мне самом, где не
будет, а уже есть плач и скрежет
зубовный. Не это ли и испугало
меня, когда я увидел свое анти-я?
Когда увидел близкое мне как
самое далекое и чужое?
_____________________________
Я
не перечислил все свои я и анти-я.
Я взглянул на себя как бы с
одной стороны и нашел в себе
нескольких я и анти-я, они реально
существуют во мне - в моем взгляде
на меня, потому что я и есть
мой взгляд на меня. Но в одном
взгляде на себя я не могу исчерпать
себя: у меня множество взглядов
на себя, я и есть множество
взглядов на себя. Это множество
несчетно: хотя в каждом взгляде
на себя я нахожу конечное число
я и анти-я, потому что я сотворен
и конечен, но несчетно множество
моих взглядов, потому что я
сотворен по образу и подобию
моего бесконечного Творца.
В первом взгляде на себя я предполагал,
что самый близкий мне - я. Так
ли это? И вот теперь, в рефлексии,
в другом взгляде на себя, я
уже не знаю, что сказать. В
рефлексии я уже не вижу себя,
в рефлексии я - я сам. Но я
сам - уже не я, я сам - объект
своей рефлексии, объективирован
самим собою. Кто же я сам? И
я снова объективирую себя самого:
я сам - сам. Ведь я ищу не то,
что мне принадлежит, не то,
что я имею, а то, что я есть.
Мои чувства, желания, прихоти
- все это я имею. Кто имеет?
Я, я сам. Но кто я сам? Я сам
- сам. Другого ответа в рефлексии
я не нахожу: все, что найду
в рефлексии, кроме самой рефлексии,
самого самообъективиро-вания,
принадлежит мне, все это я имею,
я сам имею. Я спрашиваю: кто
я? И уже ответ "я - я сам"
объективирует меня. В рефлексии
и самообъективировании я не
найду себя: я все дальше ухожу
от себя, пока не теряю себя
в мерзости запустения, в геенне
огненной. В рефлексии я сам,
рефлектирующий о себе самом,
ближе всего себе. Но именно
себя самого я и теряю в рефлексии
о себе самом. Кто теряет себя
самого? Я сам теряю себя самого.
Я увидел это в пустом, невидящем
взгляде на себя. Но кто же увидел,
ведь я сам потерял себя самого,
ведь сначала я даже не узнал
себя? И как я увидел себя самого,
уже потерявшего себя самого
в мерзости запустения? Как я
увидел, что эта мерзость запустения
- моя, что это я?
Я нахожу в себе, по крайней
мере, двух я. Одно я - я в невинности,
до всякой рефлексии, даже до
возможности рефлексии. Но я
уже не невинный, насколько помню
себя, я не невинный и свою утерянную
невинность помню, как то, что
забыл. Затем я нахожу в себе
себя рефлектирующего: я сам,
думающий о себе самом, думающем
о себе самом... Это самообъективирование
я могу продолжать как угодно
далеко, но чем дальше, тем больше
удаляюсь от себя самого и в
? конце концов теряю себя. Мое
первое невинное я - я уже не
помню, помню, как то, что забыл;
мое второе я - себя самого -
я теряю. Кто же увидел свою
мерзость запустения? Кто же
я, увидевший пустой, невидящий
взгляд? Кто понял, что пустой,
невидящий взгляд - мой взгляд?
_____________________________
Бог сотворил меня по Своему
образу и подобию. Его образ
и подобие - вечно и бесконечно,
время для Него ничто. Тогда
акт моего творения для Него
вне времени, но для меня, для
моего взгляда, относится к определенному
моменту времени. Поэтому, рассуждая
по-человечески, и акт моего
творения я разделю, найду в
нем три момента: причину, цель,
осуществление цели. Причина:
почему Он сотворил меня? Это
мне неизвестно. Цель: зачем
Он сотворил меня? Цель сказана
в словах: образ и подобие Его
- чтобы я уподобился Ему. Для
нас начало, представление цели,
ее осуществление разделяются
во времени, для Бога и начало,
и конец - одно: сейчас, вечное
сейчас. Но мы рассуждаем по-человечески
и не можем рассуждать не по-человечески.
Тогда говорим:
Бог создал меня невинным и безгрешным,
как и все, что Он сотворил,
и возложил на меня бесконечную,
непосильную для меня ответственность
за меня, за мое существование,
за все Свое творение, чтобы
в абсолютном несоответствии
возложенной на меня бесконечной
ответственности с моими конечными,
как у сотворенного, силами у
меня открылись глаза, чтобы
я получил лицо, взгляд, увидел
Его взгляд и стал святым, как
и Он свят.
Мое экзистенциальное противоречие:
я не могу принять на себя бесконечную
ответственность, так как она
непосильна для меня;
я не могу не принять ее, так
как Он уже возложил ее на меня.
Мой первоначальный, или первородный,
грех: мое абсолютное несоответствие
возложенной на меня бесконечной
ответственности. Тогда сама
бесконечная ответственность
стала моей виной - виной без
вины, так как не я сам сотворил
себя.
Бесконечная ответственность
принадлежит только Творцу и
неотделима от Его абсолютной,
даже немотивированной свободы.
Поэтому Его дар мне бесконечной
ответственности был также даром
абсолютной свободы. Но в невозможности
ни принять Его дар, ни не принять
абсолютная свобода стала только
свободой выбора - грехом, Его
бесконечный дар мне стал проклятием
(Быт. 3).
Он сотворил меня невинным, не
знающим греха и зла, а потому
и добра, в котором я жил. Пусть
это будет мое я. Бесконечная
ответственность, возложенная
Им на меня, непосильна для меня.
Тогда я пал - это я сам, пусть
это будет моим анти-я. Я пал
не потому, что выбрал зло, я
пал, потому что выбрал - все
равно что, добро или зло, сам
выбор; свободный выбор и есть
зло и грех: и даже выбрав добро,
как выбранное я сделаю его злом,
как выбранное оно и есть зло.
Свободно ли я выбрал свободу
выбора? Вопрос бессмысленный.
Так же, как и вопрос: что было
до творения мира? До творения
мира не было и самого "до".
И также до свободы выбора не
было и свободы выбора. Невинный,
не имея лица и взгляда, не имеет
и свободы, и возможности свободного
выбора. Невозможность ни принять
Его бесконечный дар мне, ни
не принять его и есть мое состояние
свободного выбора.
Я - невинен, я сам - грешник.
Строго говоря, о своем уже утерянном
невинном я я даже не могу сказать:
я. Невинный еще не я, только
мне: "сейчас-здесь мне",
и для этого невинного мне нет
еще ни до, ни после, ни раньше,
ни позже, нет и ты и нет я.
Я могу сказать о себе "я",
только сказав "я - я сам",
то есть уже согрешив: я сам,
само во мне ограничивают меня,
замыкают собою, отделяют и от
ближнего, и от Бога: от ты и
от Ты. Но также и от меня самого:
в самообъек-тивировании я теряю
себя.
Так как я не могу сказать о
себе "я", не сказав
"я сам", то не могу
уже сказать: я - невинный, я
сам - грешник. И все же я чувствую
в своей разделенности утерянную
невинность. Пусть я будет рефлексом
утерянной невинности во мне,
а я сам - грешник. Ведь не два
только разделенных я во мне,
если бы оба я были только разделены,
то я сам не был бы разделен.
Именно потому, что я - один
я, я сам - один, именно поэтому
я сам разделяюсь и распадаюсь.
Дважды разделяюсь: во-первых,
я нахожу в себе свое я как рефлекс
невинности, и в то же время
я - я сам, грешник. Во-вторых,
я сам в самообъективи-ровании
разделяюсь и распадаюсь. Если
я - рефлекс моей невинности,
то я сам - рефлекс моей греховности.
Я сам как объективирование себя
самого - теоретический рефлекс
моей греховности, как свобода
выбора - практический. Но в
ограничении и замыкании самим
собою я закрываюсь и от Бога,
и от ближнего, и от себя самого.
Тогда теоретический рефлекс
становится практическим. А практический
рефлекс в рефлексии и систематизации
становится теоретическим рефлексом:
дихотомический принцип разделения,
дизъюнкция, закон противоречия
и исключенного третьего - теоретическая
сублимация свободы выбора. В
теоретическом стремлении к полной,
непротиворечивой системе проявляется
мое практическое стремление:
скрыть от себя самого свою неполноту,
недостаточность и противоречивость,
тяжесть и боль бытия. Полной,
непротиворечивой системой я
закрываюсь от себя самого. Саму
связь теоретического с практическим,
обращение одного в другое я
называю первоначальным обращением.
Оно проявляется в гипо-стазировании.
Гипостазированием первого рода
я называю то, что и обычно называется
гипостазированием: превращение
абстракций, созданных моим павшим
в Адаме разумом, в реальности,
вернее, понимание их как реальностей,
потому что невозможно превратить
абстракцию в реальность. В ги-постазировании
второго рода я, наоборот, опредмечиваю
реальности, превращаю реальности
в абстракции, разделяя и распределяя
их по категориям, созданным
моим разумом. В первом случае
я принимаю абстракцию за реальность,
во втором - абстрагирую реальность.
Гипостазирование - третий рефлекс
моей греховности и проявляется
в моей первородной лживости
- в невозможности не лгать.
Чтобы не гипостазировать само
гипостазиро-вание, я приведу
конкретный пример моей ноуменальной
лживости. Так как я уже пал,
то и хорошее делаю плохим, добро
- злом. Соборность, то есть
открытость к ты и к Ты, - добро.
Если я закрываюсь от своего
ближнего - это плохо, зло, грех.
Но когда я открываюсь ему, подхожу
к нему с "открытой душой",
это бывает часто еще хуже: "открытая
душа", во ( всяком случае
иногда, вызывает отвращение.
Но еще чаще бы-вает отвращение
к своей "открытой душе".
Если бы я еще говорил о своих
личных переживаниях, обидах,
неудачах, если бы я расчувствовался
- отвращение к себе было бы
еще понятным. Но об этом я не
говорю, и все же после разговоров
иногда бывает невыносимое отвращение
к себе. Почему?
Я буду различать эмоционально-психологический
субъективизм и абсолютную субъективность,
первое - только мое, второе
- тоже мое, самое глубокое мое,
но не только мое. Второе - абсолютно
не мое, не помещающееся в моей
душе, и именно это абсолютно
не мое - абсолютно мое.
Эмоционально-субъективистские
излияния могут вызывать отвращение
и стыд - это еще понятно. Но
почему бывает стыдно и после
высказывания абсолютной субъективности
- непомещающегося в моей душе?
Почему иногда бывает стыдно
даже после записи абсолютно
субъективных высказываний, причем
не когда плохо записано, а именно
когда хорошо? Почему иногда
бывает стыдно от того, что называют
радостью творчества, не от мук,
а именно от радости творчества?
Я существую. Мое существование
есть существование и высказывание
моего существования. Высказывание
фиксируется: письменно, устно
или мысленно. То, что я сейчас
пишу, тоже есть высказывание
моего существования, ноуменального
существования. Почему же письменное,
а иногда и мысленное, особенно
же устное фиксирование моего
высказывания вызывает иногда
отвращение и стыд? Я имею в
виду здесь стыд не от-плохого
фиксирования, а именно от хорошего.
Какую-то роль здесь играет и
самоудовлетворение, то есть
самодовольство. Когда я хорошо
запишу или скажу, мне начинает
казаться, что я "разбогател
и уже ни в чем не имею нужды",
и я уже забываю, до чего я "несчастен,
и жалок, и нищ, и слеп",
я уже не вижу "срамоты
наготы своей" (Апок. 3,
17; 18).
Когда же после этого затмения,
ослепления самим собою совесть
обличает меня, мне делается
стыдно, я чувствую отвращение
к себе самому.
Но здесь есть и другое. Различаются
высказывание моего существования,
то есть непомещающегося в моей
душе, и оттенок, даже не оттенок,
а оттенок оттенка моего высказывания.
Мое высказывание может быть
правильным и хорошим. И оттенок
его, то есть как моего высказывания,
может быть правильным и хорошим.
Все это зафиксировано письменно
или устно, в разговоре. Но оттенок
оттенка моего высказывания,
нигде вне меня не зафиксированный,
только мой и во мне, никому
другому, кроме меня и Бога,
неизвестный, - это сама моя
первородная ложь, первородная
лживость. Поэтому я всегда лгу,
даже говоря правду. Всякий человек
есть ложь, сказал апостол Павел.
Я не лгу, только когда говорю:
ложь я, и все мои слова ложь,
то есть когда каюсь. Но когда
я говорю это другому человеку
или записываю, как сейчас на
бумаге, я уже лгу. И когда говорю
себе - тоже лгу. Я не лгу, когда
говорю это Богу. Я не лгу, когда
уже и не я говорю, "потому
что мы не знаем о чем и как
должно молиться", я не
лгу, когда "Сам Дух неизреченными
воздыханиями ходатайствует за
меня" (Рим. 8, 26).
Может, мне стало страшно, когда
я увидел пустой, невидящий взгляд,
потому что он обнаружил мою
первородную ложь? Он смотрел
на меня и не видел меня, смотрел
сквозь меня. Но ведь это был
мой взгляд. Я смотрел на себя
и не видел себя. Я смотрел сквозь
себя и увидел страшное. Что
я увидел?
___________________________
*
В этом слове автор намеренно
опускает букву "д"
- возможно, в связи с его формулой:
то же самое в различном и различное
в том же самом. Примечание -
Л. С. Друскиной.
|