Человек
на дне ямы.
Один человек поехал ночью на
стройку. И чего он туда поперся?
Поехал на стройку и упал в яму.
Веселенькая история.
И вот очнулся он в этой яме,
грязный весь, побитый, захотел
отряхнуться и встать, да не
смог - ноги сломаны. Обе, правая
и левая. Причем, нехорошо сломаны,
неудачно. Вывернуты наружу,
одна в колене, а другая - в
голени. Но это еще ничего, ерунда;
черт с ними, с ногами, срастутся
как-нибудь. Другое плохо: в
этой яме строительный мусор
был насыпан, доски, проволока,
хлам всякий, железяки какие-то,
гвозди, бетона куски. И вот
человек, падая, лицом угодил
прямо в эту свалку. Шлепнулся,
и глазом-то на арматурину одну
и накололся.
Лежит человек в яме, очнувшись,
и пытается сообразить, что это
с ним такое приключилось.
"Где я? Что же это такое? И
не встать даже. Ноги. О, господи!
Во рту песок, выплюнуть надо.
И как-то плохо видно вокруг.
Может, это грязь в глаз набилась?"
И он закрывает тот глаз, который
еще различает что-либо, и открывает
второй, которого уже нет. Темнота.
И в тьме кромешней, на дне ямы,
этот человек вдруг начинает
видеть выколотой зеницей. И
прямо перед собой на изогнутом
металлическом пруте различает
око, висящее, словно сопля на
мизинце. Парадокс: невозможно
смотреть на мир глазом, которого
нет, и при этом лицезреть что-либо.
Но упавший в яму, нарушая законы
природы, видит.
Человек этот, конечно же, не
верит всему, с ним происходящему.
"Господи, ну так не бывает.
Я сплю и вижу страшный сон.
Все это невероятно и потому
- неистинно. Подобное может,
разумеется, случиться с кем
угодно. С любым, в принципе.
Но только не со мной. Со мной
это - исключено. Я - один на
земле. У меня другие конечности,
другая голова, другие чувства
и другие мысли, чем у всех тех,
которые не-Я. Я - иной. Я -
уникален! И как уникальное существо,
я не могу лишиться глаза, или
потерять ногу! Это - чушь несусветная!
Я в это не верю!"
И он закрывает глаза, оба, разумеется,
глаза, правый и левый, в твердой
уверенности, что проснется утром
в теплой постели и ужаснется
чудовищному сну своему. И так
лежит человек на куче строительного
мусора в забытье некоторое время,
пытаясь обмануть себя и окружающую
действительность. А между тем,
сна нет. Зато есть реальность.
Дикая, абсурдная, невероятная,
фантастическая явь, в которой
несчастный этот, со сломанными
ногами и вытекшим оком, валяется
как собака в яме на черт-знает-какой
стройке.
Он открывает зрачок и осознает,
что сновиденья нет и в помине.
И как подтверждение безумной
реальности, приходит боль. Режущая.
"Ааа-а-а-ааа", - кричит человек
безгласно ртом, забитым песком.
"Помогите, спасите! Люди! Кто-нибудь!"
И так он орет весьмо продолжительно.
Пока не заходится рванным кашлем.
По прошествии некоторого времени
у лежащего в яме вырабатывается
какая-то странная аппатия ко
всему кругом происходящему.
Человек опрокинулся навзничь
и глядит в одну точку, ничего
не соображая. Крик истощил его.
Теперь ему уже на все наплевать.
У человека - ступор. Найди его
в эту минуту санитары "скорой
помощи", он остался бы недоволен
их вмешательством. Зачем, подумает
он, они потревожили меня? "Дайте
мне, бога ради, умереть спокойно.
Подите прочь. Ваша навязчивость
мне неприятна. Я не хочу ничего."
И вокруг валяющегося на дне
расстекается пустота, пахнущая
строительной пылью и кровью.
Сколько он так пролежал? Может
три часа, а может минуту. Неведомо.
Время, которое, как полагают
некоторые, подчинено людям только
потому, что у каждого из них
есть наручные часы, течет всякий
раз по-разному, в зависимости
от внутреннего хронотопа каждого.
По мнению человека со сломанными
ногами и выбитым глазом, он
пролежал вечность. Мир вокруг
него остановился и, не двигаясь,
в изумлении глядел на него.
Мир ждал действий человека и
его поступков. "Ааа-а-а-ааа",
- завопил человек в мир, и последний
кинулся прочь и занялся своим
обычным делом. И тут, словно
бросая вызов сумасшедшему бытию,
человек решил победить судьбу
оружием абсурда - он снимает
грязной рукой соплю-зеницу с
арматуры и вставляет око обратно
в пустую глазницу.
Вот так! Он вставил глаз в дырку
на лице и кровавое месиво оттуда
не вывалилось! Человек перестал
чувствовать боль. Он потрогал
совершенно бесстрастно концы
вылезшей кости и стряхнул с
выломанного колена песок. Он
чувствует удивительную силу,
он готов встать на ноги, как
ни в чем не бывало, и сплясать
тут назло всем. Джигу, краковяк
или яблочко. Переломы - тьфу,
слепота - ерунда.
Он не знает, что когда пройдет
шок, тогда боль скует движения,
свяжет волю, раздавит мнимое
хладнокровие. Да и откуда ему
знать? Не каждый день попадаешь
в яму. Человек пробует встать,
он пытается вылезти наружу.
Тщетно. Еле-еле поднявшись,
он теряет сознание от боли и
валится лицом вниз.
"Могу ли я перехитрить судьбу-злодейку,
подложившую мне такую свинью?
Стиснуть зубы, представить,
что я - Маресьев, или - советский
партизан, брошенный сюда фашистами,
никарагуанский повстанец, перехитривший
безжалостные эскадроны смерти.
Революция или смерть. Венсеремос.
Команданте Че, ползущий по степям
Боливии с отрубленными кистями.
Павка Карчагин. Сергей Лазо.
Зоя Космодемьянская. Молодогвардейцы.
Народовольцы. Декабристы. Джордано
Бруно, плюющий из костра на
выбритые тонзуры. И так и далее.
В глубь веков в поисках образа
бесстрашного героя. До Сенеки,
Сократа и Сцеволы. Тысяча чертей,
я сдохну, но выберусь отсюда!
Мужик я, или - тряпка?"
Впрочем, бравада его скоро сменяется
величайшим унынием. "Честно
говоря, хрен я отсюда выберусь.
Неужели никого рядом нет? Господи!
Сегодня только пятница! А может
уже суббота, может я валяюсь
тут уже сутки? Сейчас из ног
вытечет вся кровь и я умру.
Это только в кино герои бегут
галопом с простреленными ногами.
На самом деле, реальность куда
как сложнее: невозможно быть
героем все время. Через несколько
часов вместе с кровью из меня
уйдет жизнь". Глазная сопля
валяется в песке. Зачем, думает
он, я трогал глаз? "Опытный
хирург мог бы заморозить его
в специальном чемоданчике, а
потом - вставить обратно, сшить
глазные нервы, соединить мышцы
и я снова смотрел бы на мир
двумя очами. Господи, какой
же я идиот! Интересно, а какова
величина пенсии по потере зрения?"
Затем к человеку начинают приходить
еще более мрачные мысли. Ругательные
мысли. "Что, наворовался? -
зло думает он, - Мудак, какого
хрена ты поехал сюда? Натырил
рубероид на свою сраную дачу?
Дурак. Ну, дурак! Другие умеют,
ты - нет. Ты по жизни такой.
Теперь подыхай здесь. Жалко
только, что не проломил себе
голову и не окочурился сразу.
Родные, конечно, удивятся несусветно
- поехал на стройку. Зачем?
Неужели красть материалы для
постройки домика в деревне?
Упал в яму и сдох на следующий
день. Позорище какое! О, господи!"
И человек начинает плакать.
Он скулит. Он воет. Он рыдает
во весь голос. Ему жалко себя.
Горько, что таким глупейшим
образом он превратился в инвалида.
В калеку, вроде тех несчастных,
что передвигаются по вагонам
метро, выпрашивая милостыню.
До него вдруг со всей очевидностью
доходит, что приключилось! И
человек уже не просто рыдает,
он кричит! Ему не стыдно плакать
и кричать, он имеет на это право.
Не каждый день теряешь глаз.
Он орет благим матом. "Ааа-а-а-ааа!"
У человека, лежащего на дне
ямы на стройке, начинается истерика.
Вдруг крики его прекращаются.
Только боль остается. Колющая
в глазу, режущая в голени и
ноющая в колене. Чудесные звуки
раздаются под ухом человека.
Нежный, ласковый голосок тихонечко
поет какие-то псалмы.
- Кто здесь?
- Это я, бог.
- Бог, зачем ты подарил мне
столько боли?
- Ты виноват сам, ты поехал
воровать.
- А ты, бог, можешь доказать,
что я ехал именно воровать?
А не гулял тут просто так? И
где это там в твоих божественных
книгах положено, что за мелкую
кражу человеку надо непременно
глаз выкалывать и ноги ломать?
- Я не для того на небе сижу,
чтобы доказывать чего-либо.
- Ты там просиживаешь задницу,
вроде наших министров?
- Не хамите Богу, умирающий.
- Ах ты тварь! Мне, знаешь ли,
уже наплевать на все ровным
счетом, поэтому я могу тебе,
гад, хамить и грубить сколько
влезет. Я в тебя вот ни на столько
уже не верю. Ни капельки. Если
ты не можешь, сволочь, все как
было, обратно сделать, тогда
ты мне и не бог. Срал я на тебя.
- Зачем же ты так? А вдруг я
все верну обратно?
- Ни хрена ты не вернешь. Я
тебя знаю, скотина ты этакая.
- Ты лукавишь, человек. Ты говоришь,
говоришь, а сам-то надеешься.
И это - хорошо. Значит, и ругаясь,
ты не потерял еще веры. Молись,
человек, и благодать сойдет
на тебя.
- Засунь свою благодать себе
в задницу! - Очень приятно.
И не стыдно тебе так разговаривать
с богом?
- Я, знаешь, вот что тут подумал?
Я думаю, зря они тебя с большой
буквы пишут. Они говорят тебе
- "Бог". А ты - просто "бог".
Как - собака, или кролик. "Бог"
с большой буквы может говорить
только тот, кто говорит - "Человек"
с большой буквы. И это свидетельствует
о том, что у каждого свой бог;
сколько людей на земле, столько
и богов. А все остальное - от
лукавого.
- Ересь это, батенька.
И тут человек вздрагивает и
смотрит кругом: "Где это я?
Что я тут делаю? Ах да, я же
- упал в яму, и теперь благополучно
здесь подыхаю. У меня нет глаза
и сломаны ноги. Почему нельзя
ничего сделать? Мы живем в такой
век, когда возможно, в принципе,
все. Люди летают в космос и
гуляют по Лунной поверхности.
Но вот вытащить одного человека
из ямы - человечество, увы,
не в силах. Как же так? Неужели
я не заслуживаю твоего внимания,
мир? Неужто я безразличен тебе,
вселенная? Тогда пусть все сдохнут.
Все. Пусть раздавит вас астероидом,
люди. Пусть придет к вам болезнь,
и скосит ваши жизни, как сделала
это со мной судьба. Судьба-гадина.
Судьба-сука. Судьба-тварь".
- Ты еще здесь, господи?
- Я всегда рядом.
- Господи, помоги мне! Мне больно.
- Исповедуйся, сын мой.
- Не такой помощи прошу я у
тебя.
- Видишь ли, сын мой…
- Интересно, а кто твой исповедник,
самонадеянное ты существо? Вот
потому, ты и творишь такое беззаконие,
что у тебя нет исповедника.
Это - божественная вседозволенность.
Нет на тебя управы, господи.
- Хочешь, я исповедуюсь тебе?
- Мне тошно тебя слушать, старый
хрыч. Я не желаю тебя исповедовать.
Убирайся прочь. Только убей
меня напоследок, чтобы я не
мучился, ибо я устал от такой
жизни. - Я отпускаю тебе грехи
твои.
- А я отпускаю тебе твои. Теперь
убей меня, ибо мне жить - больно.
Наконец богу надоела вся эта
тягомотина, и он послал вниз
ангела. Посланец всевышнего
спустился вниз и прекратил мучения
несчастного ударом ангельского
жезла.
Конец.
Этот человек пролежал в яме
сутки ровно. Нашли его в воскресенье,
сторож увидел. Только в "скорую"
или милицию сторож докладывать
не стал. Надо это ему больно,
подумал. Пошел он в вагончик
свой и позвонил прорабу: Приезжай,
говорит, тут тебя сюрприз ждет.
Уже темно стало, когда прораб
злой пожаловал.
- Че стряслось, Иваныч? - спрашивает.
- Пойдем, - говорит сторож,
и заговорщицки подмигивает,
- я тебя щас обрадую, фокус
покажу. Гляди, кого я тут тебе
словил. Долго я его, суку, караулил.
Он за мою проволоку зацепился,
и харей вниз. Вон туда смотри,
в угол. Щас я его палкой потыкаю.
Это тот, который в воскресенье
с подвала шурупы и краску унес.
А в прошлый месяц - доски, плитку
и рубероид стырил. У-у, тварь-подлюка.
- Живой? - прораб спрашивает.
- Шевелится, вроде. Когда в
ноги тыкаю. Они у него сломаты.
- Ты никому ничего не говорил?
В милицию не звонил?
- Да нет, конечно.
- Ну и не будем. Они его, Иваныч,
отпустят. А он над нами еще
и смеяться будет. "Спасибо"
скажет, - "Я у вас, мол, тут
полстройки вынес, а вы мне "скорую"
вызвали, спасибо, добрые люди,
вот подлечусь малость, и остальное
сопру".
- Как пить дать, отпустят, знамо
дело. Милиция сейчас никудышная
пошла.
- Ты мне вот что скажи, у нас
известь негашеная осталась?
- Есть мешок. Только его надо
сперва того...
- Дай-ка мне лом, - прораб говорит.
Да извести принеси.
- Ты ему в кумпол вдарь. Прораб
подошел к яме, посмотрел внимательно
по сторонам, и несколько раз
ударил ломом вниз, в человека,
в голову его, словно Георгий
Победоносец, убивающий змия.
Сторож привез на тележке мешок
негашеной извести. - У нас на
даче тоже вот двух бомжей закопали.
Поймали и закопали. Они люминий
крали.
Сторож и прораб взрезали мешковину,
и известь вниз на труп и ссыпали.
Опосля водой залили. Потом взяли
две "Улыбки", двести пятьдесят
докторской, баклажанной банку,
а хлеба - не стали брать, у
Иваныча был. Выпили вино в сторожке
и поклялись страшной клятвой,
что никогда и никому не расскажут,
что тут давеча в яме произошло.
Слово крепкое друг другу дали.
Вот и все, собственно.
02.02.02
|