начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

Анатолий Кудрявцев
страницы - 1-2-3-4-5
4

Египетское письмо

Египетское письмо сформировалось в 35 веке до н. э. в эпоху Древнего царства, в эпоху создания величественных дворцов, гробниц-пирамид и храмов. Стены внутренних помещений пирамид и храмов украшались стенной росписью и цветными рельефами, в которых сюжетные сцены из жизни умершего сопровождались изображениями животных, птиц, разнообразных растений. В это время сформировалась каноническая система изобразительного искусства. Основные правила египетского канона фиксировались в скульптурных и графических изображениях, которые определяли пропорции, ракурсы, движения изображаемого человека и были обязательными для художника. Древнейшая в мире система письма имела три разновидности – иероглифическое, иератическое и демотическое. В самом древнем иероглифическом письме смысловая информация передавалась иероглифами, в графической основе которых было изображение людей, растений, животных, сооружений, орудий труда. Среди египетских иероглифов были фонограммы, обозначавшие два-три согласных звука (гласные звуки не обозначались); идеограммы, обозначавшие отдельные слова или понятия; вспомогательные, непроизносимые идеографические знаки, уточняющие значение слов. Иероглифы сохранялись в неизменном виде 3000 лет и употреблялись только среди жрецов. Всего известно более 5000 иероглифов, в каждую историческую эпоху использовалось не более 800 знаков. Иероглифы рисовались или вырезались на каменных стенах храмов, дворцов, гробниц и изображались на папирусе. Папирус делался из растений, произраставших по берегам рек и водоемов, боялся влажности, от которой быстро разрушался. Из папируса изготавливали свитки длиной 6 и более метров, шириной 20-30 сантиметров. Изготовление и продажа папируса были монополией фараона. Самый большой, сохранившийся до наших дней свиток – «Папирус Гариса» длиной 40 метров, был изготовлен в 1200 году до н. э. В настоящее время хранится в Лондоне, в Британском музее. В 80-х годах 19 века французский египтолог Г. К. Масперо (1846-1916) недалеко от Каира на стенах внутренних помещений пирамид обнаружил древние религиозно-магические и ритуальные тексты, относящиеся к 25-23 векам до н. э., известные в науке как «Тексты пирамид». «Тексты» должны были гарантировать царю вечную жизнь. В Париже в Национальной библиотеке хранится папирус эпохи Древнего царства – «Поучения Птаххотепа», в котором содержится 46 наставлений нравственно-рекомендательного характера.
Гни спину перед начальниками, и будет процветать дом твой.
Скрывай свои мысли, будь сдержан в речах.
Сохранились свитки всемирно известной «Книги Мёртвых» (1250 год до н.э.), в которых собраны заупокойные тексты самого различного содержания, написанные иероглифами и сопровождаемые многокрасочными рисунками. В 125-й главе «Книги мёртвых» описывается загробный суд Осириса – бога умирающей и воскресающей природы, покровителя и судьи мёртвых – над душой умершего и перечисляются поступки, которые умерший не должен был совершать при жизни. Из иероглифического египетского письма сформировались два вида курсивного письма – иератическое и более сложное – демотическое, в которых изобразительно-предметный характер иероглифов превратился в условно-графический. Демотическое письмо до настоящего времени не расшифровано. Русский египтолог Б. А. Тураев (1868-1920) сравнил соотношение по сложности прочтения между иероглифическим, иератическим и демотическим письмом с современными печатными, рукописными и стенографическими знаками. Материалом египетского письма был папирус, использовалась красная или чёрная краска, инструментом письма было тростниковое перо – калам (греч. kalamos – тростник). Египетские иероглифы долгое время не удавалось расшифровать. Прочитал их в начале 19 века французский учёный, основатель египтологии Франсуа Шампольон (1790-1832), когда в 1799 году из Египта во Францию был доставлен так называемый «Розеттский камень» (назван по месту, где его нашли). На большой базальтовой плите было три текста, написанных последовательно иероглифами, демотическим и греческим письмом. После исследования «Розеттского камня» было сделано предположение, что три вида письма воспроизводят один текст. Текст греческой архаики позволил Шампольону расшифровать иероглифы.

 





Иероглифическое письмо. Роспись стен гробницы, 15 век до н. э.


Книга Мёртвых. Фрагмент папируса, Фивы, 1250 год до н. э.


Иератическое письмо. Фрагмент папируса, 12 век до н. э.

начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты