Египетское
письмо сформировалось в 35 веке до н. э. в эпоху Древнего
царства, в эпоху создания величественных дворцов, гробниц-пирамид
и храмов. Стены внутренних помещений пирамид и храмов
украшались стенной росписью и цветными рельефами, в которых
сюжетные сцены из жизни умершего сопровождались изображениями
животных, птиц, разнообразных растений. В это время сформировалась
каноническая система изобразительного искусства. Основные
правила египетского канона фиксировались в скульптурных
и графических изображениях, которые определяли пропорции,
ракурсы, движения изображаемого человека и были обязательными
для художника. Древнейшая в мире система письма имела
три разновидности – иероглифическое, иератическое и демотическое.
В самом древнем иероглифическом письме смысловая информация
передавалась иероглифами, в графической основе которых
было изображение людей, растений, животных, сооружений,
орудий труда. Среди египетских иероглифов были фонограммы,
обозначавшие два-три согласных звука (гласные звуки не
обозначались); идеограммы, обозначавшие отдельные слова
или понятия; вспомогательные, непроизносимые идеографические
знаки, уточняющие значение слов. Иероглифы сохранялись
в неизменном виде 3000 лет и употреблялись только среди
жрецов. Всего известно более 5000 иероглифов, в каждую
историческую эпоху использовалось не более 800 знаков.
Иероглифы рисовались или вырезались на каменных стенах
храмов, дворцов, гробниц и изображались на папирусе. Папирус
делался из растений, произраставших по берегам рек и водоемов,
боялся влажности, от которой быстро разрушался. Из папируса
изготавливали свитки длиной 6 и более метров, шириной
20-30 сантиметров. Изготовление и продажа папируса были
монополией фараона. Самый большой, сохранившийся до наших
дней свиток – «Папирус Гариса» длиной 40 метров, был изготовлен
в 1200 году до н. э. В настоящее время хранится в Лондоне,
в Британском музее. В 80-х годах 19 века французский египтолог
Г. К. Масперо (1846-1916) недалеко от Каира на стенах
внутренних помещений пирамид обнаружил древние религиозно-магические
и ритуальные тексты, относящиеся к 25-23 векам до н. э.,
известные в науке как «Тексты пирамид». «Тексты» должны
были гарантировать царю вечную жизнь. В Париже в Национальной
библиотеке хранится папирус эпохи Древнего царства – «Поучения
Птаххотепа», в котором содержится 46 наставлений нравственно-рекомендательного
характера.
Гни спину перед начальниками, и будет процветать дом твой.
Скрывай свои мысли, будь сдержан в речах.
Сохранились свитки всемирно известной «Книги Мёртвых»
(1250 год до н.э.), в которых собраны заупокойные тексты
самого различного содержания, написанные иероглифами и
сопровождаемые многокрасочными рисунками. В 125-й главе
«Книги мёртвых» описывается загробный суд Осириса – бога
умирающей и воскресающей природы, покровителя и судьи
мёртвых – над душой умершего и перечисляются поступки,
которые умерший не должен был совершать при жизни. Из
иероглифического египетского письма сформировались два
вида курсивного письма – иератическое и более сложное
– демотическое, в которых изобразительно-предметный характер
иероглифов превратился в условно-графический. Демотическое
письмо до настоящего времени не расшифровано. Русский
египтолог Б. А. Тураев (1868-1920) сравнил соотношение
по сложности прочтения между иероглифическим, иератическим
и демотическим письмом с современными печатными, рукописными
и стенографическими знаками. Материалом египетского письма
был папирус, использовалась красная или чёрная краска,
инструментом письма было тростниковое перо – калам (греч.
kalamos – тростник). Египетские иероглифы долгое время
не удавалось расшифровать. Прочитал их в начале 19 века
французский учёный, основатель египтологии Франсуа Шампольон
(1790-1832), когда в 1799 году из Египта во Францию был
доставлен так называемый «Розеттский камень» (назван по
месту, где его нашли). На большой базальтовой плите было
три текста, написанных последовательно иероглифами, демотическим
и греческим письмом. После исследования «Розеттского камня»
было сделано предположение, что три вида письма воспроизводят
один текст. Текст греческой архаики позволил Шампольону
расшифровать иероглифы. |
|
Иероглифическое
письмо. Роспись стен гробницы, 15 век до н. э. |
Книга
Мёртвых. Фрагмент папируса, Фивы, 1250 год до н. э. |
Иератическое
письмо. Фрагмент папируса, 12 век до н. э. |
|