начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 3


«Геометрия» – первая книга, набранная новым гражданским шрифтом. Окончательный рисунок знаков гражданского алфавита был утверждён в 1710 году (илл. 1, 2).
В Уставе и Полууставе знаки алфавита не разделялись на строчные и прописные. Это разделение для кириллического алфавита произошло в Гражданской Азбуке, что значительно улучшило читаемость типографского текста. В Гражданской Азбуке помимо изменения рисунка шрифта была проведена реформа состава алфавита и правил набора текста. Были исключены ударения, сокращения в словах, были введены арабские цифры вместо буквенного обозначения чисел и исключены 11 букв, дублирующих один звук. До реформы кириллический полууставной алфавит содержал 41 букву.
Значение реформы Петра Первого для кириллической письменности трудно переоценить. Как уже говорилось, латинский и кириллический алфавиты являются родственными графическими системами, несмотря на это, до настоящего времени среди профессионалов шрифтового дизайна и типографов существует убеждение, что кириллица является самостоятельной формой письма и что реформа Петра Первого нарушила эволюционное развитие кириллицы. Необходимо заметить, что эволюционное развитие графемы строчного алфавита наиболее активно происходит в эпоху рукописной книги, только в рукописной книге этот процесс в наибольшей степени застрахован от конструктивных ошибок, так как формирование графемы связано непосредственно с процессом написания знака, когда учитывается лёгкость и скорость написания знака, его частота встречаемости, состав и частота встречаемости знаков между собой, однозначность прочтения знаков, ритмические чередования простых и сложных по форме и конструкции знаков, количество надстрочных графических элементов, что в итоге и формирует эстетические качества написанного на странице текста, а следовательно, и самого алфавита.
Дореформенное эволюционное развитие кириллицы не состоялось. Устав и Полуустав были канонизированы церковью в общей сложности на 9 столетий, к началу 18 века отставание в развитии кириллицы от европейского родственника было настолько значительным, что для его устранения была необходима только революционная реформа. Историческая заслуга реформы в том, что была разработана перспективная концепция развития кириллицы «на основе графики московского письма конца 17 века и шрифта антиква». Конкретные решения отдельных знаков и всего алфавита в русле предложенной графической концепции требовали дальнейшего развития, но послереформенные три столетия официальная типографика не воспринимала любые попытки конструктивного развития реформы Петра Первого.
В отечественном искусствоведении исследованию Гражданской Азбуки – уникального проекта с точки зрения концепции и стиля развития кириллического алфавита – уделяется очень мало внимания. Единственным научным исследованием истории создания и графического анализа рисунка знаков Гражданской Азбуки были и остаются книги А. Г. Шицгала – «Графическая основа русского гражданского шрифта» (М., 1947) и «Русский гражданский шрифт» (М., 1959). В своих исследованиях А. Г. Шицгал на большом документальном и иллюстративном материале доказывает, что «основным материалом, кроме лучших образцов гражданского письма и гражданской скорописи начала 18 века, служил, несомненно, латинский шрифт антиква. В работе над созданием гражданского шрифта были использованы различные материалы, но они были настолько переработаны, что Азбуку, утверждённую Петром, можно рассматривать как одно из крупнейших достижений русской культуры на грани 17 и 18 веков». По прошествии 50 лет исследования А. Г. Шицгала остаются актуальными, но современные тенденции развития кириллической шрифтовой формы требуют дополнительных исследований и новых акцентов в осознании формальных и стилистических достижений проекта Гражданской Азбуки. Основным достижением и, можно предположить, основной трудностью при проектировании Гражданской Азбуки был строчной алфавит. Совершенство латинского строчного алфавита является итогом многовекового развития европейской рукописной книги, в Гражданской Азбуке строчной алфавит был разработан практически за два года, и если послереформенное развитие кириллического прописного алфавита продолжало конструктивные тенденции построения знаков, заложенные в Азбуке, то строчной алфавит вскоре почти все их растерял. В начале 40-х годов 18 века из Гражданской Азбуки были исключены строчные знаки «д» и «п», а верхние овалы знака «m» были заменены на прямую горизонталь. В результате усилиями самих типографов, был создан стиль наборной кириллицы с преобладанием в прописном и строчном алфавитах вертикальных элементов, а отсутствие исторической преемственности и конструктивной логики в формировании графемы отдельных знаков привели к резкому снижению удобочитаемости типографских шрифтов.