«Геометрия»
– первая книга, набранная новым гражданским шрифтом.
Окончательный рисунок знаков гражданского алфавита был
утверждён в 1710 году (илл. 1, 2).
В Уставе и Полууставе знаки алфавита не разделялись
на строчные и прописные. Это разделение для кириллического
алфавита произошло в Гражданской Азбуке, что значительно
улучшило читаемость типографского текста. В Гражданской
Азбуке помимо изменения рисунка шрифта была проведена
реформа состава алфавита и правил набора текста. Были
исключены ударения, сокращения в словах, были введены
арабские цифры вместо буквенного обозначения чисел и
исключены 11 букв, дублирующих один звук. До реформы
кириллический полууставной алфавит содержал 41 букву.
Значение реформы Петра Первого для кириллической письменности
трудно переоценить. Как уже говорилось, латинский и
кириллический алфавиты являются родственными графическими
системами, несмотря на это, до настоящего времени среди
профессионалов шрифтового дизайна и типографов существует
убеждение, что кириллица является самостоятельной формой
письма и что реформа Петра Первого нарушила эволюционное
развитие кириллицы. Необходимо заметить, что эволюционное
развитие графемы строчного алфавита наиболее активно
происходит в эпоху рукописной книги, только в рукописной
книге этот процесс в наибольшей степени застрахован
от конструктивных ошибок, так как формирование графемы
связано непосредственно с процессом написания знака,
когда учитывается лёгкость и скорость написания знака,
его частота встречаемости, состав и частота встречаемости
знаков между собой, однозначность прочтения знаков,
ритмические чередования простых и сложных по форме и
конструкции знаков, количество надстрочных графических
элементов, что в итоге и формирует эстетические качества
написанного на странице текста, а следовательно, и самого
алфавита.
Дореформенное эволюционное развитие кириллицы не состоялось.
Устав и Полуустав были канонизированы церковью в общей
сложности на 9 столетий, к началу 18 века отставание
в развитии кириллицы от европейского родственника было
настолько значительным, что для его устранения была
необходима только революционная реформа. Историческая
заслуга реформы в том, что была разработана перспективная
концепция развития кириллицы «на основе графики московского
письма конца 17 века и шрифта антиква». Конкретные решения
отдельных знаков и всего алфавита в русле предложенной
графической концепции требовали дальнейшего развития,
но послереформенные три столетия официальная типографика
не воспринимала любые попытки конструктивного развития
реформы Петра Первого.
В отечественном искусствоведении исследованию Гражданской
Азбуки – уникального проекта с точки зрения концепции
и стиля развития кириллического алфавита – уделяется
очень мало внимания. Единственным научным исследованием
истории создания и графического анализа рисунка знаков
Гражданской Азбуки были и остаются книги А. Г. Шицгала
– «Графическая основа русского гражданского шрифта»
(М., 1947) и «Русский гражданский шрифт» (М., 1959).
В своих исследованиях А. Г. Шицгал на большом документальном
и иллюстративном материале доказывает, что «основным
материалом, кроме лучших образцов гражданского письма
и гражданской скорописи начала 18 века, служил, несомненно,
латинский шрифт антиква. В работе над созданием гражданского
шрифта были использованы различные материалы, но они
были настолько переработаны, что Азбуку, утверждённую
Петром, можно рассматривать как одно из крупнейших достижений
русской культуры на грани 17 и 18 веков». По прошествии
50 лет исследования А. Г. Шицгала остаются актуальными,
но современные тенденции развития кириллической шрифтовой
формы требуют дополнительных исследований и новых акцентов
в осознании формальных и стилистических достижений проекта
Гражданской Азбуки. Основным достижением и, можно предположить,
основной трудностью при проектировании Гражданской Азбуки
был строчной алфавит. Совершенство латинского строчного
алфавита является итогом многовекового развития европейской
рукописной книги, в Гражданской Азбуке строчной алфавит
был разработан практически за два года, и если послереформенное
развитие кириллического прописного алфавита продолжало
конструктивные тенденции построения знаков, заложенные
в Азбуке, то строчной алфавит вскоре почти все их растерял.
В начале 40-х годов 18 века из Гражданской Азбуки были
исключены строчные знаки «д» и «п», а верхние овалы
знака «m» были заменены на прямую горизонталь. В результате
усилиями самих типографов, был создан стиль наборной
кириллицы с преобладанием в прописном и строчном алфавитах
вертикальных элементов, а отсутствие исторической преемственности
и конструктивной логики в формировании графемы отдельных
знаков привели к резкому снижению удобочитаемости типографских
шрифтов.
|