16. Современная кириллическая и
латинская скоропись
являются единой графической системой письма
17. Ренессанс Антиква.
Ольга Йончева, Болгария, 1962
18. Баскервилл. Кириллическая версия строчного алфавита, Болгария,
1963
|
В
шрифте Ренессанс Антиква наиболее последовательно прослеживается
концепция построения строчного алфавита на основе рукописных
традиций, но при этом допущено множество стилистических
и конструктивных ошибок в построении отдельных знаков.
Прежде всего, неоправдано конструктивное различие строчных
знаков «и», «й», «п» и «т» с тремя вертикалями, максимально
приближенных к скорописи, и знаков «ц», «ш», «щ» с нижними
горизонтальными элементами, нарушающими скорописные традиции.
Значительным конструктивным достижением, применительно
к типографской кириллице, являются односторонние засечки
в строчных знаках «и», «й», «н», «ц», «ч», «ш», «щ», «ь»,
заметим, что первым опытом в применении верхних односторонних
засечек в строчной кириллице был шрифт Канон Малый II
типографии Селивановского 1826 года, а уменьшенные овалы
знаков «ъ», «ь» Ренессанс Антиквы наглядно демонстрируют
более совершенную конструктивную логику построения этих
знаков в Гражданской Азбуке, основанной на поведении знаков
в текстовой строке, когда уменьшенные овалы разрушают
прямоугольник слова и ритмические характеристики текстовой
строки в целом.
В болгарской версии шрифта Баскервилл, как и во всех шрифтах,
построенных на основе реформаторской концепции, строчные
знаки «ж» и «к» имеют верхние выносные элементы, в то
время как знаки «в» и «г» повторяют графему прописных
знаков, несмотря на то что могут иметь графему на основе
рукописной традиции. В знаках «н», «ч», «ш», «щ» верхние
засечки двухсторонние, при этом в знаках «и», «ц» они
односторонние, несмотря на то что уже в середине 19 века
эти вопросы были решены. Данные примеры наиболее ярко
демонстрируют отсутствие при проектировании шрифта формального
и стилистического анализа закономерностей формирования
графемы знаков и их конструктивных характеристик, а также
являются примером недостаточно основательного изучения
истории развития и построения кириллического строчного
алфавита.
Необходимо подробнее остановиться на графическом анализе
рисунка левых элементов знаков «л», «м» и выносных элементах
знаков «ц», «щ» болгарской версии шрифта Баскервилл. Визуальное
сравнение латинского и кириллического алфавитов наглядно
демонстрирует архаичность рисунка знаков «л» и «м». Понятие
архаичности шрифтовой формы включает несколько компонентов,
формирующих это понятие. Наиболее важным является отсутствие
логики в построении графемы и рисунка знака, что |
|