начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 10




16. Современная кириллическая и
латинская скоропись
являются единой графической системой письма



17. Ренессанс Антиква.
Ольга Йончева, Болгария, 1962



18. Баскервилл. Кириллическая версия строчного алфавита, Болгария, 1963






В шрифте Ренессанс Антиква наиболее последовательно прослеживается концепция построения строчного алфавита на основе рукописных традиций, но при этом допущено множество стилистических и конструктивных ошибок в построении отдельных знаков. Прежде всего, неоправдано конструктивное различие строчных знаков «и», «й», «п» и «т» с тремя вертикалями, максимально приближенных к скорописи, и знаков «ц», «ш», «щ» с нижними горизонтальными элементами, нарушающими скорописные традиции. Значительным конструктивным достижением, применительно к типографской кириллице, являются односторонние засечки в строчных знаках «и», «й», «н», «ц», «ч», «ш», «щ», «ь», заметим, что первым опытом в применении верхних односторонних засечек в строчной кириллице был шрифт Канон Малый II типографии Селивановского 1826 года, а уменьшенные овалы знаков «ъ», «ь» Ренессанс Антиквы наглядно демонстрируют более совершенную конструктивную логику построения этих знаков в Гражданской Азбуке, основанной на поведении знаков в текстовой строке, когда уменьшенные овалы разрушают прямоугольник слова и ритмические характеристики текстовой строки в целом.
В болгарской версии шрифта Баскервилл, как и во всех шрифтах, построенных на основе реформаторской концепции, строчные знаки «ж» и «к» имеют верхние выносные элементы, в то время как знаки «в» и «г» повторяют графему прописных знаков, несмотря на то что могут иметь графему на основе рукописной традиции. В знаках «н», «ч», «ш», «щ» верхние засечки двухсторонние, при этом в знаках «и», «ц» они односторонние, несмотря на то что уже в середине 19 века эти вопросы были решены. Данные примеры наиболее ярко демонстрируют отсутствие при проектировании шрифта формального и стилистического анализа закономерностей формирования графемы знаков и их конструктивных характеристик, а также являются примером недостаточно основательного изучения истории развития и построения кириллического строчного алфавита.
Необходимо подробнее остановиться на графическом анализе рисунка левых элементов знаков «л», «м» и выносных элементах знаков «ц», «щ» болгарской версии шрифта Баскервилл. Визуальное сравнение латинского и кириллического алфавитов наглядно демонстрирует архаичность рисунка знаков «л» и «м». Понятие архаичности шрифтовой формы включает несколько компонентов, формирующих это понятие. Наиболее важным является отсутствие логики в построении графемы и рисунка знака, что