начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 7
 
граверами и теоретиками, занимающимися вопросами развития русского шрифта». Далее в статье говорится, что «главное неудобство русского гражданского шрифта в его плохой читаемости, из-за этого для набора кириллицей газета вынуждена употреблять более крупные шрифты по сравнению с латинскими шрифтами. В числе основных недостатков были отмечены преобладание прямых вертикальных штрихов и малое отличие строчных знаков от прописных». Некоторые изменения в рисунке знаков строчного алфавита экспериментального проекта необходимо признать ошибочными. Например, кириллический знак «г» был заменён на латинский знак «r», а появление верхнего выносного элемента в знаке «k» несвойственно графике кириллического письма и разрушает графический ритм текстового набора. Заметим, что строчной знак «ж» ещё не имеет верхнего выносного элемента, он появится через несколько десятилетий и значительно усложнит развитие кириллического строчного алфавита в отношении его конструктивной стилистики. Основным достижением нового строчного алфавита необходимо считать появление знаков «и» и «п», графема которых продиктована их кириллическим рукописным вариантом, заметим, что знак «п» уже был в Гражданской Азбуке 1710 года. В предлагаемом газетой «Современная летопись» реформировании строчного алфавита недостает логической последовательности в построении строчных знаков «д», «ц», «ш», «щ» на основе скорописных традиций. Строчной знак «д» в Гражданской Азбуке имел сложный рисунок, при проектировании этого знака необходимо учитывать, что в тексте он встречается довольно часто и оказывает активное влияние на формирование зрительного образа текстовой строки. Развивая идеи Гражданской Азбуки, необходимо упрощать графему и рисунок этого знака, а не отказываться от него совсем, как это произошло с кириллической типографикой, в пользу сомнительной графемы, в которой нарушены основные правила конструктивной логики пстроения и развития шрифтовой формы. Значительным шагом вперёд в развитии строчных знаков кириллического алфавита необходимо считать появление односторонних засечек в знаках «и», «н», «п», «ц», «ш», «щ», «ы». Построение строчного знака «и» с его рукописным соединением круглого элемента с правой вертикалью разрушает конструктивное единство перечисленных знаков, тем более что при этом круглый элемент знака «п» решён в стиле латинской классики. Появление в строчном знаке «д» верхнего круглого элемента в какой-то степени повышает его удобочитаемость, но декоративная логика построения этого знака является значительным шагом назад по отношению к его конструктивному решению в Гражданской Азбуке.
Типограф и издатель М. О. Вольф (1825-1883) в 1874 году разрабатывает новый шрифт Эльзевир (илл. 12), в котором продолжается развитие идей Гражданской Азбуки и шрифта газеты «Современная летопись» и в котором предлагались более конструктивные решения многих знаков по сравнению с вариантом 1861 года. В каталоге шрифтов типографии Вольфа, в частности, говорится, что «современные русские шрифты представляют множество неудобств, как в чисто типографском отношении, так и в гигиеническом, по вредному действию на глаза читателей. Многие буквы по форме весьма схожи, например буквы «н», «п», «и», что ведёт неминуемо к опечаткам; к этой похожести букв друг на друга присоединяется ещё один недостаток: весьма немногие буквы выдаются над строкой, отчего строки выходят однообразные, печать некрасивая, и глаз, не находя точки опоры, весьма скоро утомляется». Данная аргументация в отношении того, что немногие буквы кириллического строчного алфавита «выдаются над строкой» в какой-то степени справедлива, но её реализация в знаках «ж» и «к» не учитывает исторических традиций кириллического книжного письма, в котором развитию верхних выносных элементов препятствовали ударения и знаки сокращения слов над текстовой строкой в рукописной и первопечатной книге.
Изменения рисунка многих строчных знаков в Эльзевире носят декоративный характер и не улучшают их удобочитаемость, прежде всего это знаки «в», «я», знак «д» с его странным по стилистике правым выносным элементом и знак «м». Логически верными решениями необходимо считать односторонние засечки в строчных знаках «и», «н», «п», «ц», «ч», «ш», «щ», и впервые в знаках «и», «й», «п», «ц», «ш» «щ» соединение вертикальных элементов для всех знаков решено в стиле скорописных традиций, подобное решение перечисленных знаков до настоящего времени в текстовых кириллических шрифтах практически не применяется. Новым шрифтом Эльзевир словолитни Вольфа были набраны «Божественная комедия» Данте и сборник стихов «Родные отголоски». В очередной раз последовательное развитие концептуальных идей Гражданской Азбуки в отношении строчного алфавита не были поддержаны ни словолитчиками, ни типографами.
Современная стилистика кириллического типографского шрифта была сформирована деятельностью крупных петербургских словолитен 19 века: словолитни Ж. Ревильона

Проблемы развития строчного кириллического алфавита, возникшие сразу после введения Гражданской Азбуки в 1710 году, максимально обострились в середине 19 века. К решению этих проблем наиболее серьёзно подошла редакция газеты «Современная летопись», издаваемая в Петербурге. С первого номера 1861 года газета стала печататься новым шрифтом (илл. 11). В редакционной статье этого номера говорилось, что «отступить от привычных форм гражданских литер редакция решилась после многих совещаний с типографами,



 

портал "Акланд" объединяет арт-проекты