|
граверами
и теоретиками, занимающимися вопросами развития русского
шрифта». Далее в статье говорится, что «главное неудобство
русского гражданского шрифта в его плохой читаемости,
из-за этого для набора кириллицей газета вынуждена употреблять
более крупные шрифты по сравнению с латинскими шрифтами.
В числе основных недостатков были отмечены преобладание
прямых вертикальных штрихов и малое отличие строчных знаков
от прописных». Некоторые изменения в рисунке знаков строчного
алфавита экспериментального проекта необходимо признать
ошибочными. Например, кириллический знак «г» был заменён
на латинский знак «r», а появление верхнего выносного
элемента в знаке «k» несвойственно графике кириллического
письма и разрушает графический ритм текстового набора.
Заметим, что строчной знак «ж» ещё не имеет верхнего выносного
элемента, он появится через несколько десятилетий и значительно
усложнит развитие кириллического строчного алфавита в
отношении его конструктивной стилистики. Основным достижением
нового строчного алфавита необходимо считать появление
знаков «и» и «п», графема которых продиктована их кириллическим
рукописным вариантом, заметим, что знак «п» уже был в
Гражданской Азбуке 1710 года. В предлагаемом газетой «Современная
летопись» реформировании строчного алфавита недостает
логической последовательности в построении строчных знаков
«д», «ц», «ш», «щ» на основе скорописных традиций. Строчной
знак «д» в Гражданской Азбуке имел сложный рисунок, при
проектировании этого знака необходимо учитывать, что в
тексте он встречается довольно часто и оказывает активное
влияние на формирование зрительного образа текстовой строки.
Развивая идеи Гражданской Азбуки, необходимо упрощать
графему и рисунок этого знака, а не отказываться от него
совсем, как это произошло с кириллической типографикой,
в пользу сомнительной графемы, в которой нарушены основные
правила конструктивной логики пстроения и развития шрифтовой
формы. Значительным шагом вперёд в развитии строчных знаков
кириллического алфавита необходимо считать появление односторонних
засечек в знаках «и», «н», «п», «ц», «ш», «щ», «ы». Построение
строчного знака «и» с его рукописным соединением круглого
элемента с правой вертикалью разрушает конструктивное
единство перечисленных знаков, тем более что при этом
круглый элемент знака «п» решён в стиле латинской классики.
Появление в строчном знаке «д» верхнего круглого элемента
в какой-то степени повышает его удобочитаемость, но декоративная
логика построения этого знака является значительным шагом
назад по отношению к его конструктивному решению в Гражданской
Азбуке.
Типограф и издатель М. О. Вольф (1825-1883) в 1874 году
разрабатывает новый шрифт Эльзевир (илл. 12), в котором
продолжается развитие идей Гражданской Азбуки и шрифта
газеты «Современная летопись» и в котором предлагались
более конструктивные решения многих знаков по сравнению
с вариантом 1861 года. В каталоге шрифтов типографии Вольфа,
в частности, говорится, что «современные русские шрифты
представляют множество неудобств, как в чисто типографском
отношении, так и в гигиеническом, по вредному действию
на глаза читателей. Многие буквы по форме весьма схожи,
например буквы «н», «п», «и», что ведёт неминуемо к опечаткам;
к этой похожести букв друг на друга присоединяется ещё
один недостаток: весьма немногие буквы выдаются над строкой,
отчего строки выходят однообразные, печать некрасивая,
и глаз, не находя точки опоры, весьма скоро утомляется».
Данная аргументация в отношении того, что немногие буквы
кириллического строчного алфавита «выдаются над строкой»
в какой-то степени справедлива, но её реализация в знаках
«ж» и «к» не учитывает исторических традиций кириллического
книжного письма, в котором развитию верхних выносных элементов
препятствовали ударения и знаки сокращения слов над текстовой
строкой в рукописной и первопечатной книге.
Изменения рисунка многих строчных знаков в Эльзевире носят
декоративный характер и не улучшают их удобочитаемость,
прежде всего это знаки «в», «я», знак «д» с его странным
по стилистике правым выносным элементом и знак «м». Логически
верными решениями необходимо считать односторонние засечки
в строчных знаках «и», «н», «п», «ц», «ч», «ш», «щ», и
впервые в знаках «и», «й», «п», «ц», «ш» «щ» соединение
вертикальных элементов для всех знаков решено в стиле
скорописных традиций, подобное решение перечисленных знаков
до настоящего времени в текстовых кириллических шрифтах
практически не применяется. Новым шрифтом Эльзевир словолитни
Вольфа были набраны «Божественная комедия» Данте и сборник
стихов «Родные отголоски». В очередной раз последовательное
развитие концептуальных идей Гражданской Азбуки в отношении
строчного алфавита не были поддержаны ни словолитчиками,
ни типографами.
Современная стилистика кириллического типографского шрифта
была сформирована деятельностью крупных петербургских
словолитен 19 века: словолитни Ж. Ревильона
Проблемы развития строчного кириллического алфавита, возникшие
сразу после введения Гражданской Азбуки в 1710 году, максимально
обострились в середине 19 века. К решению этих проблем
наиболее серьёзно подошла редакция газеты «Современная
летопись», издаваемая в Петербурге. С первого номера 1861
года газета стала печататься новым шрифтом (илл. 11).
В редакционной статье этого номера говорилось, что «отступить
от привычных форм гражданских литер редакция решилась
после многих совещаний с типографами, |
|