начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 14


Нетрадиционным является рисунок прописных знаков «Д», «Л» и «Ф». Диагональная графема знаков «Д», «Л» восстанавливает традиции рукописной кириллической книги, утраченные после реформы 1710 года, а знак «Ф» не имеет выносных элементов за пределы овала, что позволяет сохранять прямоугольник слова и формировать более совершенные графические ритмы строки и текстового набора в целом.
В настоящее время кириллический типографский строчной алфавит из 36 знаков имеет только шесть знаков с графемой, построенной на рукописной традиции, – это знаки «а», «б», «е», «р», «у», «ф», остальные повторяют рисунок прописных знаков. Известно, что при чтении прописного типографского алфавита, так называемой капители, значительно возрастает нагрузка на зрение, при этом отсутствие развитого строчного алфавита считается спецификой типографской кириллицы. В 1859 году историк П. А. Безсонов сказал, что «рано или поздно скоропись непременно должна была постепенною последовательностью выродить из себя новый шрифт, рано или поздно шрифт печатный был бы с неё скопирован, рано или поздно образовался бы так называемый гражданский шрифт…». Исследования исторических этапов развития латинского алфавита и современные исследования удобочитаемости шрифтовой формы доказывают, что строчной знак не должен иметь выразительный, индивидуальный рисунок и каждый раз заявлять о себе в тексте, это привилегия прописного знака. Строчной знак должен быть незаметной составной частью слова, каждый элемент которого подчинён рядом стоящему знаку, в этом отношении скоропись является хорошим примером взаимосвязи знаков в слове, когда один знак строится из другого и когда создаётся единообразие при сохранении индивидуальности.*

* Текст приложения – Парангон Гротеск 320, 321