9. Малый Канон II.
Типография Селивановского, Москва, 1826
10.
Знаки «Ж» шрифтов: Гражданская Азбука,1710; Малый Канон,
Академия наук, 1748; Большой Канон, Бекетов, 1805; Бодони,
1818; Малый Канон, Московский университет, 1826; Малый
Канон, Селивановский, 1826 |
11. Характерные знаки
шрифта газеты «Современная летопись», Спб., 1861.
Верхние две строки – старый шрифт, нижние две строки –
новый шрифт |
12. Характерные знаки шрифта Эльзевир словолитни Вольфа, Спб.,
1874.
Первая строка – старый шрифт,
нижние две строки – новый шрифт
|
в графическом диссонансе совершенных по рисунку и пропорциям
латинских знаков и архаичных кириллических, вынужденных
уживаться на одной текстовой строке.
Шрифт Малый Канон типографии Московского университета
1826 года (илл. 8) повторяет рисунок и пропорции шрифта
Большой Канон 1805 года словолитни Бекетова, но, несмотря
на внешнюю идентичность двух шрифтов, шрифт Московского
университета имеет более гармоничные пропорции и ширинные
характеристики знаков и более совершенный рисунок овалов,
кроме того, изменён рисунок овала знака «Б». Подобные
незначительные на первый взгляд изменения шрифтовой формы
говорят о возросшем мастерстве словолитчиков и типографов.
Особо необходимо отметить шрифт Малый Канон II 1826 года
(илл. 9) типографии С. И. Селивановского (1772-1835),
основанной в Москве в 1793 году. В этом шрифте изменены
общие пропорции знаков, шрифт стал шире своих предшественников,
унифицированы овалы знаков «Б», «В», «Р», «Ф», «Ъ», «Ы»,
«Ь», что является значительным достижением в создании
единой графической стилистики всего алфавита. Знак «З»
избавился от архаичных росчерков среднего и нижнего элементов,
и впервые сделана попытка изменить графему и рисунок знака
«Ж» (илл. 10), в котором его диагональные элементы разработаны
с учётом техники письма плоским пером. Этот конструктивный
возврат к традициям скорописи является важным этапом развития
стилистики типографской кириллицы, разработанной в Гражданской
Азбуке. Кроме того, впервые для типографской кириллицы
в знаке «Ж» появились верхние односторонние засечки, которые
в 20 веке получат активное развитие при проектировании
строчного кириллического алфавита.
Эпоха Канонов завершилась в конце 20-х годов 19 века,
это была эпоха становления кириллической типографики,
эпоха поиска, находок и заблуждений. Во второй половине
19 века шрифтовая форма развивалась более динамично и
даже были попытки её революционных преобразований.
Проблемы развития строчного кириллического алфавита, возникшие
сразу после введения Гражданской Азбуки в 1710 году, максимально
обострились в середине 19 века. К решению этих проблем
наиболее серьёзно подошла редакция газеты «Современная
летопись», издаваемая в Петербурге. С первого номера 1861
года газета стала печататься новым шрифтом (илл. 11).
В редакционной статье этого номера говорилось, что «отступить
от привычных форм гражданских литер редакция решилась
после многих совещаний с типографами, |
|