начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 6






9. Малый Канон II.
Типография Селивановского, Москва, 1826


10. Знаки «Ж» шрифтов: Гражданская Азбука,1710; Малый Канон, Академия наук, 1748; Большой Канон, Бекетов, 1805; Бодони, 1818; Малый Канон, Московский университет, 1826; Малый Канон, Селивановский, 1826



11. Характерные знаки шрифта газеты «Современная летопись», Спб., 1861.
Верхние две строки – старый шрифт, нижние две строки – новый шрифт




12. Характерные знаки шрифта Эльзевир словолитни Вольфа, Спб., 1874.
Первая строка – старый шрифт,
нижние две строки – новый шрифт


 

в графическом диссонансе совершенных по рисунку и пропорциям латинских знаков и архаичных кириллических, вынужденных уживаться на одной текстовой строке.
Шрифт Малый Канон типографии Московского университета 1826 года (илл. 8) повторяет рисунок и пропорции шрифта Большой Канон 1805 года словолитни Бекетова, но, несмотря на внешнюю идентичность двух шрифтов, шрифт Московского университета имеет более гармоничные пропорции и ширинные характеристики знаков и более совершенный рисунок овалов, кроме того, изменён рисунок овала знака «Б». Подобные незначительные на первый взгляд изменения шрифтовой формы говорят о возросшем мастерстве словолитчиков и типографов.
Особо необходимо отметить шрифт Малый Канон II 1826 года (илл. 9) типографии С. И. Селивановского (1772-1835), основанной в Москве в 1793 году. В этом шрифте изменены общие пропорции знаков, шрифт стал шире своих предшественников, унифицированы овалы знаков «Б», «В», «Р», «Ф», «Ъ», «Ы», «Ь», что является значительным достижением в создании единой графической стилистики всего алфавита. Знак «З» избавился от архаичных росчерков среднего и нижнего элементов, и впервые сделана попытка изменить графему и рисунок знака «Ж» (илл. 10), в котором его диагональные элементы разработаны с учётом техники письма плоским пером. Этот конструктивный возврат к традициям скорописи является важным этапом развития стилистики типографской кириллицы, разработанной в Гражданской Азбуке. Кроме того, впервые для типографской кириллицы в знаке «Ж» появились верхние односторонние засечки, которые в 20 веке получат активное развитие при проектировании строчного кириллического алфавита.
Эпоха Канонов завершилась в конце 20-х годов 19 века, это была эпоха становления кириллической типографики, эпоха поиска, находок и заблуждений. Во второй половине 19 века шрифтовая форма развивалась более динамично и даже были попытки её революционных преобразований.

Проблемы развития строчного кириллического алфавита, возникшие сразу после введения Гражданской Азбуки в 1710 году, максимально обострились в середине 19 века. К решению этих проблем наиболее серьёзно подошла редакция газеты «Современная летопись», издаваемая в Петербурге. С первого номера 1861 года газета стала печататься новым шрифтом (илл. 11). В редакционной статье этого номера говорилось, что «отступить от привычных форм гражданских литер редакция решилась после многих совещаний с типографами,