5.
Русский алфавит.
Словолитня Д. Бодони, Парма, 1818
6. Набор текста кириллицей.
Словолитня Д. Бодони, Парма, 1818
7. Первый знак – Устав, 9 век;
второй – Полуустав,
14 век; третий – Полуустав, 16 век; четвёртый – Гражданская
Азбука; пятый – Каноны, 18-19 века
8.
Малый Канон.
Типография Московского университета, 1826
|
В
шрифте Большой Канон 1805 года (илл. 4) был обобщён опыт
по созданию типографских шрифтов Московского университета
и Петербургской Академии наук. Графический анализ показывает,
что рисунок и построение шрифта Большой Канон словолитни
Бекетова практически повторяет рисунок шрифта Малый Канон
1748 года, и, прежде всего, это относится к знакам «Б»,
«Ъ», «Ы», «Ь». Изменениям, которые можно считать положительными
в отношении формирования стилистики типографской кириллицы,
подверглись знаки «Ж» – он стал менее рукописным, знаки
«К», «Я», в которых диагональные элементы стали прямыми,
и знак «Р», в котором круглый элемент стал зрительно повторять
построение верхнего элемента знака «В», что традиционно
для латинской антиквы. Отрицательное воздействие на текстовый
набор по?прежнему сохранили знаки «Д» и «Л», в которых
левая диагональ разрушала графический ритм текстовой строки.
Начиная с середины 18 века крупные европейские словолитни
часто изготавливали комплекты знаков кириллического алфавита.
Наибольший вклад в развитие типографской кириллицы внёс
итальянский мастер Джамбаттиста Бодони (1740-1813). Первые
образцы русских шрифтов Бодони относятся к 1782 году,
всего Бодони разработал более 80 кириллических шрифтов,
собранных в его двухтомном каталоге «Наборные шрифты»
1818 года. Прописной кириллический алфавит словолитни
Бодони (илл. 5) повторяет рисунок и пропорции знаков шрифта
Большой Канон типографии Бекетова. Гармония латинской
антиквы, привнесённая Бодони в кириллицу, нарушается архаичностью
специфических кириллических знаков «Д»,«Ж», «З», «Л»,
«У», «Ф». В знаке «Ж» активная рукописность диагональных
элементов разрушает строгую стилистику всего алфавита.
В знаке «З» архаичность проявляется в неоправданном усложнении
рисунка среднего и нижнего элементов. В знаке «У» увеличенный
нижний элемент в виде каллиграфического росчерка опрокидывает
знак вправо. Знак «Ф» чрезмерно заужен и своей активной,
замкнутой конструкцией разрушает лёгкую, светлую стилистику
всего алфавита. Знаки строчного алфавита шрифта Бодони
(илл. 6) копируют строчной алфавит Большого и Малого Канона.
Отточенность контура и элементов шрифтовой формы, свойственная
всем шрифтам Бодони, обостряет конструктивную эклектичность
кириллического строчного алфавита, которая выражается
в жесткости графемы знака «m» с тремя вертикалями, в неоправданном
дублировании рисунков прописных и строчных знаков, |
|