начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 5



5. Русский алфавит.
Словолитня Д. Бодони, Парма, 1818




6. Набор текста кириллицей.
Словолитня Д. Бодони, Парма, 1818



7. Первый знак – Устав, 9 век;
второй – Полуустав,
14 век; третий – Полуустав, 16 век; четвёртый – Гражданская Азбука; пятый – Каноны, 18-19 века




8. Малый Канон.
Типография Московского университета, 1826





В шрифте Большой Канон 1805 года (илл. 4) был обобщён опыт по созданию типографских шрифтов Московского университета и Петербургской Академии наук. Графический анализ показывает, что рисунок и построение шрифта Большой Канон словолитни Бекетова практически повторяет рисунок шрифта Малый Канон 1748 года, и, прежде всего, это относится к знакам «Б», «Ъ», «Ы», «Ь». Изменениям, которые можно считать положительными в отношении формирования стилистики типографской кириллицы, подверглись знаки «Ж» – он стал менее рукописным, знаки «К», «Я», в которых диагональные элементы стали прямыми, и знак «Р», в котором круглый элемент стал зрительно повторять построение верхнего элемента знака «В», что традиционно для латинской антиквы. Отрицательное воздействие на текстовый набор по?прежнему сохранили знаки «Д» и «Л», в которых левая диагональ разрушала графический ритм текстовой строки.
Начиная с середины 18 века крупные европейские словолитни часто изготавливали комплекты знаков кириллического алфавита. Наибольший вклад в развитие типографской кириллицы внёс итальянский мастер Джамбаттиста Бодони (1740-1813). Первые образцы русских шрифтов Бодони относятся к 1782 году, всего Бодони разработал более 80 кириллических шрифтов, собранных в его двухтомном каталоге «Наборные шрифты» 1818 года. Прописной кириллический алфавит словолитни Бодони (илл. 5) повторяет рисунок и пропорции знаков шрифта Большой Канон типографии Бекетова. Гармония латинской антиквы, привнесённая Бодони в кириллицу, нарушается архаичностью специфических кириллических знаков «Д»,«Ж», «З», «Л», «У», «Ф». В знаке «Ж» активная рукописность диагональных элементов разрушает строгую стилистику всего алфавита. В знаке «З» архаичность проявляется в неоправданном усложнении рисунка среднего и нижнего элементов. В знаке «У» увеличенный нижний элемент в виде каллиграфического росчерка опрокидывает знак вправо. Знак «Ф» чрезмерно заужен и своей активной, замкнутой конструкцией разрушает лёгкую, светлую стилистику всего алфавита. Знаки строчного алфавита шрифта Бодони (илл. 6) копируют строчной алфавит Большого и Малого Канона. Отточенность контура и элементов шрифтовой формы, свойственная всем шрифтам Бодони, обостряет конструктивную эклектичность кириллического строчного алфавита, которая выражается в жесткости графемы знака «m» с тремя вертикалями, в неоправданном дублировании рисунков прописных и строчных знаков,