начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 4



3. Малый Канон.
Типография Академии наук, Спб., 1748



4. Большой Канон.
Типография Бекетова, Москва, 1805

Первые шрифты петербургской типографии Академии наук, образованной в 1727 году, создавались на основе Гражданской Азбуки и шрифтов, разработанных граверами для изготовления географических карт, оформления титульных листов и гравюр, но постепенный отказ от традиций Азбуки, начавшийся в начале 30-х годов, привёл к значительному снижению стилевых качеств и удобочитаемости наборных шрифтов. Среди знаков алфавита, лидирующих в этом отношении, является строчной знак «m» с тремя вертикалями и прямой верхней горизонталью (илл. 6, 7). Проектирование знака «т» с тремя вертикалями для типографских шрифтов необходимо считать ошибкой, потому, что при этом не учитывается такой важный показатель, как частота встречаемости знака в тексте. По этому показателю знак «т» лидирует, встречается почти в каждом слове, и три вертикали знака «m» с помощью знаков «и», «п», «н», «ц», «ш», «щ» создают трудночитаемый частокол вертикальных элементов вместо слов. Только в 40-е годы 19 века мастера словолитни Ревильона в своих шрифтах перестали проектировать графему строчного знака «m» с тремя вертикалями.
Официальная шрифтовая форма 19 века развивалась под влиянием типографских шрифтов середины 18 века, построение которых уже тогда резко отличалось от шрифтов петровской эпохи. Среди них необходимо назвать шрифт Малый Канон 1748 года (илл. 3) типографии Академии наук Санкт Петербурга. Прописные знаки этого шрифта частично сохранили графическую стилистику Азбуки, но при этом произошли существенные изменения в построении графемы строчных знаков, которые в Гражданской Азбуке создавались «главным образом на основе графики московского письма конца 17 века и шрифта антиква». К середине 18 века влияние латинской антиквы сохранилось, а про московскую скоропись забыли, кроме того, в этом шрифте правый диагональный элемент прописного и строчного знака «Л» становится вертикальным, происходит это, скорее всего, под влиянием правой вертикали знака «Д» Гражданской Азбуки, в результате типографский кириллический строчной алфавит переродился в алфавит капительный, когда большинство строчных знаков повторяют графему и рисунок знаков прописных.
В развитии кириллического книгопечатания особое место занимает деятельность П. П. Бекетова (1761-1836). В 1802 году Бекетов организовал в Москве типографию и словолитню. За десять лет своей деятельности Бекетов издал около ста книг, для которых шрифты и украшения изготавливались в его словолитне.