22. Акцидентный шрифт. Павел Кузанян,
Москва, 1958
23. Гельветика, кириллическая версия.
Максим Жуков, Юрий Курбатов, 1963
24. Гельветика, кириллическая версия.
Анатолий Кудрявцев, 1978
|
В
проекте строчного алфавита Получер Гротеска, как и в шрифте
Толстая Антиква, наиболее последовательно решаются проблемы,
связанные с построением типографского строчного алфавита
на основе скорописных традиций, исключением являются знаки
«ж» и «к», которые разрушают стилистику кириллического
алфавита. В данном шрифтовом проекте неоправдана сложная
графема строчного знака «я», – пересечение верхнего овала
с вертикальным элементом по касательной усложняет рисунок
знака и создает избыток чёрного цвета в пересечении этих
элементов. Как и в шрифте Толстая Антиква, строчной знак
«з» имеет нижний выносной элемент, несмотря на теоретически
оправданное построение этого знака в типографском алфавите
и на многочисленные конструктивные варианты этого знака,
он отрицательно влияет на восприятие наборной полосы,
делая её навязчиво декоративной.
«В кириллице мало строчных букв с верхними и нижними выносными
элементами. Болгарские художники Борис Ангелушев и Васил
Йончев в новых наборных шрифтах прибавили к буквам «к»,
«в», «ж», «ю» верхние выносные элементы. Болгарское государство
поддержало эти изменения, направленные на облегчение чтения,
и сейчас большинство болгарских газет и книг набираются
видоизмененным славянским шрифтом. Художники с полным
правом утверждают, что они тем самым продолжают дело Кирилла
и Мефодия, создателей славянского алфавита». Альберт Капр,
поддерживая появление в славянском алфавите верхних выносных
элементов в строчных знаках «ж», «к», «ю», как и сами
инициаторы этого эксперимента, не учитывают исторических
традиций развития кириллицы, а предложенные варианты построения
перечисленных знаков не имеют серьёзного теоретического
обоснования.
Реформа типографской кириллицы в Болгарии является наиболее
последовательным шагом в развитии графической концепции
Гражданской Азбуки 1710 года. Критика результатов реформирования
в данном случае целесообразна и оправдана только в отношении
конструктивных и стилистических характеристик отдельных
знаков. Правильность теоретической концепции реформирования,
заявленной и частично реализованной болгарскими художниками,
подтверждается объективными законами развития шрифтовой
формы. |
|