начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 13


Тема кириллического минускула развивалась в творчестве художников отдела новых шрифтов НИИполиграфмаш в основном при проектировании акцидентных шрифтов и курсивных начертаний текстовых шрифтов. Среди акцидентных шрифтов необходимо выделить шрифт Павла Кузаняна (1901-1992), художника шрифта, каллиграфа, иллюстратора. Представленный шрифт (илл. 22) интересен тем, что является вариантом наборного шрифта, в котором художник, пожалуй, впервые попытался разработать строчной алфавит на основе рукописных традиций. В целом строчные знаки отражают стилистику скорописи, но нарушают эту стилистику знаки «п», «т», «ц», «ш», «щ» с прямыми горизонтальными элементами, несмотря на то что в знаках «и», «й» соединительные элементы имеют овальную форму, кроме того, знак «д» имеет архаичную графему с верхним выносным элементом. Необходимо заметить, что эта графема сформировалась в 4 веке в эпоху унциалов и в разных вариантах применялось до 15 века, в кириллических курсивах эта графема проектируется до настоящего времени. Прописные знаки «Д», «Л» имеют диагональную, конструктивную графему, в отличие от ставшей традиционной вертикальной, декоративной графемы этих знаков.
В творчестве многих художников в полиграфии и кинематографии (титры) 50?80?х годов прошлого века делались неоднократные попытки разработать кириллический минускул. Наиболее серьёзными проектами, оказавшими влияние на типографику и творчество художников, были шрифты, разработанные на основе латинского шрифта Гельветика, Максима Жукова, Юрия Курбатова 1963 года (илл. 23) и Анатолия Кудрявцева 1978 года (илл. 24). Оба проекта не были реализованы как наборные типографские шрифты, но широко применялись в издательской практике, первый в виде фото, второй – в виде летрасетных касс, изготовленных во ВНИИТЭ и которые использовались для текстового оформления выставок по дизайну. В проекте шрифта Максима Жукова и Юрия Курбатова прописные знаки имеют традиционную для отечественной типографики графему с вертикальным рисунком знаков «Д» и «Л». Графема и рисунок прописного и строчного знаков «К», «к» имеют сложные правые элементы и делают их похожими на знаки «Н» и «н», то же самое можно сказать о знаках «Л», «л» с вертикальной диагональю, которые всегда прочитываются как знаки «П», «п». В 60-70 годы шрифт использовался в издательской практике для внешнего оформления книжной продукции и акцидентной рубрикации в текстах. В кириллической версии Гельветики Анатолия Кудрявцева строчные знаки более последовательно решают концепцию их скорописной основы, при этом особо необходимо отметить строчные знаки «ж», «к», «л», «м» с диагональным построением графемы, что значительно повышает удобочитаемость шрифта.


 
портал "Акланд" объединяет арт-проекты