|
Тема
кириллического минускула развивалась в творчестве художников
отдела новых шрифтов НИИполиграфмаш в основном при проектировании
акцидентных шрифтов и курсивных начертаний текстовых шрифтов.
Среди акцидентных шрифтов необходимо выделить шрифт Павла
Кузаняна (1901-1992), художника шрифта, каллиграфа, иллюстратора.
Представленный шрифт (илл. 22) интересен тем, что является
вариантом наборного шрифта, в котором художник, пожалуй,
впервые попытался разработать строчной алфавит на основе
рукописных традиций. В целом строчные знаки отражают стилистику
скорописи, но нарушают эту стилистику знаки «п», «т»,
«ц», «ш», «щ» с прямыми горизонтальными элементами, несмотря
на то что в знаках «и», «й» соединительные элементы имеют
овальную форму, кроме того, знак «д» имеет архаичную графему
с верхним выносным элементом. Необходимо заметить, что
эта графема сформировалась в 4 веке в эпоху унциалов и
в разных вариантах применялось до 15 века, в кириллических
курсивах эта графема проектируется до настоящего времени.
Прописные знаки «Д», «Л» имеют диагональную, конструктивную
графему, в отличие от ставшей традиционной вертикальной,
декоративной графемы этих знаков.
В творчестве многих художников в полиграфии и кинематографии
(титры) 50?80?х годов прошлого века делались неоднократные
попытки разработать кириллический минускул. Наиболее серьёзными
проектами, оказавшими влияние на типографику и творчество
художников, были шрифты, разработанные на основе латинского
шрифта Гельветика, Максима Жукова, Юрия Курбатова 1963
года (илл. 23) и Анатолия Кудрявцева 1978 года (илл. 24).
Оба проекта не были реализованы как наборные типографские
шрифты, но широко применялись в издательской практике,
первый в виде фото, второй – в виде летрасетных касс,
изготовленных во ВНИИТЭ и которые использовались для текстового
оформления выставок по дизайну. В проекте шрифта Максима
Жукова и Юрия Курбатова прописные знаки имеют традиционную
для отечественной типографики графему с вертикальным рисунком
знаков «Д» и «Л». Графема и рисунок прописного и строчного
знаков «К», «к» имеют сложные правые элементы и делают
их похожими на знаки «Н» и «н», то же самое можно сказать
о знаках «Л», «л» с вертикальной диагональю, которые всегда
прочитываются как знаки «П», «п». В 60-70 годы шрифт использовался
в издательской практике для внешнего оформления книжной
продукции и акцидентной рубрикации в текстах. В кириллической
версии Гельветики Анатолия Кудрявцева строчные знаки более
последовательно решают концепцию их скорописной основы,
при этом особо необходимо отметить строчные знаки «ж»,
«к», «л», «м» с диагональным построением графемы, что
значительно повышает удобочитаемость шрифта. |
|