19. Толстая Антиква. Васил Бараков,
Болгария, 1962
20. Получер Гротеск. Болгария, 1963
21. Знаки болгарской кириллицы 9?10 веков
|
неизбежно
разрушает эстетические показатели всего алфавита. В данном
случае сложный изгиб левых элементов в знаках «л», «м»
и их каплевидное окончание продиктовано скорописной формой
этих знаков, но при этом активно разрушена графическая
структура всего алфавита, построенная на классических
традициях, неоправданным усложнением элементов шрифтовой
формы. В данном случае целесообразно и конструктивно оправданно
проектировать эти знаки на основе латинских знаков «v»
и «w», кроме того, в стилевом отношении диагональные знаки
делают текстовую строку более легкой, прозрачной, что
в свою очередь повышает удобочитаемость текста. Выносные
элементы знаков «ц» и «щ» имеют ярко выраженный рукописный
характер и тем самым также разрушают классическую стилистику
всего алфавита.
В шрифте Толстая Антиква (илл. 19) в прописном алфавите
сведены до минимума знаки с диагональными элементами.
Преобладание вертикальных знаков в кириллическом прописном
алфавите отмечалось многими типографами начиная с 18 века,
при этом подчёркивалось их отрицательное воздействие на
восприятие текстовой строки и её удобочитаемость. В кириллическом
прописном алфавите только пять знаков исторически и конструктивно
имеют диагональную графему, это знаки «А», «Д», «Л», «У»,
«Х», при этом два из них с середины 18 века постоянно
проектируются с тяжёлой вертикальной графемой. Строчной
алфавит шрифта Толстая Антиква приближён к скорописной
традиции и в максимально возможной степени отражает рукописную
природу строчного алфавита, являясь вертикальным вариантом
типографского курсива. Проектирование строчного знака
«з» с нижним выносным элементом усиливает влияние рукописной
традиции и в данном проекте оправданно. По конструктивной
стилистике шрифт можно отнести к акцидентной группе, предназначенной
для набора заголовков и небольших текстов, для текстовых
шрифтов, как правило, проектируется более нейтральная
в конструктивном отношении графема и более нейтральный
по стилистике рисунок знаков.
В шрифте Получер Гротеск (илл. 20) наиболее наглядно прослеживаются
теоретические и формальные тенденции реформы наборного
шрифта в Болгарии. В прописном алфавите активной критики
заслуживает ставшая традиционной для контрастной и гротесковой
шрифтовой формы вертикальная графема прописного знака
«Д», графический диссонанс этого знака значительно усиливается
рядом с диагональной графемой знака «Л», учитывая, что
в исторических формах болгарской кириллицы оба знака имели
диагональную графему (илл. 21). |
|