начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 11


19. Толстая Антиква. Васил Бараков,
Болгария, 1962


20. Получер Гротеск. Болгария, 1963



21. Знаки болгарской кириллицы 9?10 веков



неизбежно разрушает эстетические показатели всего алфавита. В данном случае сложный изгиб левых элементов в знаках «л», «м» и их каплевидное окончание продиктовано скорописной формой этих знаков, но при этом активно разрушена графическая структура всего алфавита, построенная на классических традициях, неоправданным усложнением элементов шрифтовой формы. В данном случае целесообразно и конструктивно оправданно проектировать эти знаки на основе латинских знаков «v» и «w», кроме того, в стилевом отношении диагональные знаки делают текстовую строку более легкой, прозрачной, что в свою очередь повышает удобочитаемость текста. Выносные элементы знаков «ц» и «щ» имеют ярко выраженный рукописный характер и тем самым также разрушают классическую стилистику всего алфавита.
В шрифте Толстая Антиква (илл. 19) в прописном алфавите сведены до минимума знаки с диагональными элементами. Преобладание вертикальных знаков в кириллическом прописном алфавите отмечалось многими типографами начиная с 18 века, при этом подчёркивалось их отрицательное воздействие на восприятие текстовой строки и её удобочитаемость. В кириллическом прописном алфавите только пять знаков исторически и конструктивно имеют диагональную графему, это знаки «А», «Д», «Л», «У», «Х», при этом два из них с середины 18 века постоянно проектируются с тяжёлой вертикальной графемой. Строчной алфавит шрифта Толстая Антиква приближён к скорописной традиции и в максимально возможной степени отражает рукописную природу строчного алфавита, являясь вертикальным вариантом типографского курсива. Проектирование строчного знака «з» с нижним выносным элементом усиливает влияние рукописной традиции и в данном проекте оправданно. По конструктивной стилистике шрифт можно отнести к акцидентной группе, предназначенной для набора заголовков и небольших текстов, для текстовых шрифтов, как правило, проектируется более нейтральная в конструктивном отношении графема и более нейтральный по стилистике рисунок знаков.
В шрифте Получер Гротеск (илл. 20) наиболее наглядно прослеживаются теоретические и формальные тенденции реформы наборного шрифта в Болгарии. В прописном алфавите активной критики заслуживает ставшая традиционной для контрастной и гротесковой шрифтовой формы вертикальная графема прописного знака «Д», графический диссонанс этого знака значительно усиливается рядом с диагональной графемой знака «Л», учитывая, что в исторических формах болгарской кириллицы оба знака имели диагональную графему (илл. 21).