13. Шрифт Обыкновенный Новый, 1940,
ПараТайп, 1996
14. Акциденц Гротеск.
Словолитня Бертольда, Спб.,1902
15. Шрифт Баскервилл, кириллическая
версия, ПараТайп, 1993
|
В
кириллических текстах рукописной книги верхнее поле над
строкой было предназначено для ударений и знаков сокращений,
поэтому в алфавите сформировались в основном нижние выносные
элементы. Внедрение чуждых кириллическому письму графических
элементов приводит к искажению зрительного образа языка.
Среди шрифтовиков существует убеждение, что отсутствие
верхних выносных элементов в кириллическом алфавите является
его существенным недостатком и что знаки «ж» и «к» должны
компенсировать этот недостаток. Реализация этой теории
осуществлялась и осуществляется до настоящего времени
только в акцидентных шрифтах и логотипах, в текстовом
наборе несостоятельность этой теории очевидна, так как
приводит к неоправданному изменению стилистики кириллической
типографики. Графический образ именно строчного алфавита
в наибольшей степени связан со звуковыми ритмами и звуковым
составом языка и отражает его структурные особенности,
в отличие от прописного алфавита, предназначенного в основном
для ритмических акцентов в тексте в виде заглавных букв
и заголовков.
При разработке типографского текстового шрифта скоропись
(илл. 16) определяет конструктивную логику построения
того или иного знака, при этом конкретное решение знака
зависит от стилистической концепции проекта и от того,
насколько точно будет определена степень влияния скорописного
знака на типографский, и если в классическом типографском
кириллическом курсиве это влияние сформировалось (илл.
15), то в текстовом шрифте оно делает первые шаги. В этой
связи необходим тщательный формальный и стилистический
анализ всех проектов кириллического алфавита, построенных
на основе рукописных традиций, начиная от рукописной и
первопечатной книги и заканчивая современными проектами.
Необходимо проанализировать все варианты возможного логического
развития того или иного знака, учитывая законы трансформации
греческого и латинского маюскула в минускул, и тем самым
преодолеть, компенсировать отсутствие исторического развития
на многие столетия канонизированной кириллицы. В этом
отношении Гражданская Азбука является уникальным памятником
культуры, впервые преодолевшим многовековые каноны и являющимся
предметом изучения для многих поколений шрифтовиков и
типографов на протяжении трех столетий.
Наиболее характерные формальные ошибки при разработке
строчного кириллического алфавита можно анализировать
на примере болгарской версии шрифта Ренессанс Антиква
(илл. 17) и шрифта Баскервилл (илл. 18) |
|