начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 9



13. Шрифт Обыкновенный Новый, 1940,
ПараТайп, 1996



14. Акциденц Гротеск.
Словолитня Бертольда, Спб.,1902



15. Шрифт Баскервилл, кириллическая
версия, ПараТайп, 1993





В кириллических текстах рукописной книги верхнее поле над строкой было предназначено для ударений и знаков сокращений, поэтому в алфавите сформировались в основном нижние выносные элементы. Внедрение чуждых кириллическому письму графических элементов приводит к искажению зрительного образа языка. Среди шрифтовиков существует убеждение, что отсутствие верхних выносных элементов в кириллическом алфавите является его существенным недостатком и что знаки «ж» и «к» должны компенсировать этот недостаток. Реализация этой теории осуществлялась и осуществляется до настоящего времени только в акцидентных шрифтах и логотипах, в текстовом наборе несостоятельность этой теории очевидна, так как приводит к неоправданному изменению стилистики кириллической типографики. Графический образ именно строчного алфавита в наибольшей степени связан со звуковыми ритмами и звуковым составом языка и отражает его структурные особенности, в отличие от прописного алфавита, предназначенного в основном для ритмических акцентов в тексте в виде заглавных букв и заголовков.
При разработке типографского текстового шрифта скоропись (илл. 16) определяет конструктивную логику построения того или иного знака, при этом конкретное решение знака зависит от стилистической концепции проекта и от того, насколько точно будет определена степень влияния скорописного знака на типографский, и если в классическом типографском кириллическом курсиве это влияние сформировалось (илл. 15), то в текстовом шрифте оно делает первые шаги. В этой связи необходим тщательный формальный и стилистический анализ всех проектов кириллического алфавита, построенных на основе рукописных традиций, начиная от рукописной и первопечатной книги и заканчивая современными проектами. Необходимо проанализировать все варианты возможного логического развития того или иного знака, учитывая законы трансформации греческого и латинского маюскула в минускул, и тем самым преодолеть, компенсировать отсутствие исторического развития на многие столетия канонизированной кириллицы. В этом отношении Гражданская Азбука является уникальным памятником культуры, впервые преодолевшим многовековые каноны и являющимся предметом изучения для многих поколений шрифтовиков и типографов на протяжении трех столетий.
Наиболее характерные формальные ошибки при разработке строчного кириллического алфавита можно анализировать на примере болгарской версии шрифта Ренессанс Антиква (илл. 17) и шрифта Баскервилл (илл. 18)