начало шрифты статьи авторы  история учебные проекты печатные издания ссылки   контакты

страницы - 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14
Анатолий Кудрявцев 8


(1802-1859), основанной в 1830 году, словолитни О. И. Лемана (1833-1873), основанной в 1854 году, и словолитни Г. Бертольда, основанной в 1894 году. Ревильон многое в России сделал впервые. Впервые организовал словолитное дело как самостоятельное предприятие, до Ревильона владельцы словолитен были одновременно типографами и нередко издателями. Как уже говорилось, Ревильон один из первых отменил в своих шрифтах строчной знак «т» с тремя вертикалями и тем самым значительно повысил удобочитаемость кириллического типографского шрифта, кроме того, он внедрил современную графему знаков «Ж», «ж» и «К», «к» с изогнутыми верхними диагональными элементами с каплевидным окончанием. Ревильон наладил массовое изготовление кириллических шрифтов на основе шрифтов латинских, не изменяя рисунок многих латинских знаков, среди них прежде всего строчные знаки «а», «е», «о», «р», «с», «у», «х». Заметим, что до настоящего времени при переводе латинских шрифтов на кириллическую основу ассортимент знаков не изменился и стал канонической традицией, несмотря на то что в Гражданской Азбуке строчных знаков, построенных на рукописных традициях, было значительно больше, и несмотря на то, что формирование развитого строчного алфавита на основе скорописи является объективным процессом развития типографской шрифтовой формы. Ревильон внедрил в типографику так называемые «обыкновенные» шрифты, которые применялись в 19 веке и применяются до настоящего времени.
Словолитное заведение Лемана во второй половине 19 века занимало лидирующие позиции в России и уступило эти позиции, когда в Петербурге открылся филиал немецкой фирмы Бертольда. На своём предприятии Леман значительно повысил качество отливаемых шрифтов, наладил связи с европейскими словолитнями, что позволило ему одним из первых получать новые латинские шрифты и на их основе разрабатывать кириллические версии. Многие шрифты, разработанные в словолитне Лемана, с незначительной корректировкой рисунка применялись до середины 20 века. Среди них Обыкновенный Новый (1862) (илл. 13), Обыкновенный Плотный (1874), Древний Чёрный и Газетный Чёрный (1874), шрифты Медиеваль и Эльзевир (1898). Основным «достижением» в развитии кириллической шрифтовой формы этого периода нужно считать внедрение в графемы знаков «Д», «д» и «Л», «л» верхнего горизонтального элемента для компенсации пробела, который возникал в словах с применением старых знаков с активной левой диагональю, что окончательно разрушило стилистику типографской кириллицы, заявленную в Гражданской Азбуке. Таким образом, дальнейшее развитие типографского алфавита происходило не на устранении стилистических и конструктивных недостатков предшествующих шрифтов, а на усугублении этих недостатков и возведении их в ранг традиции. Окончательное искажение стилистики кириллического типографского алфавита произошло в кириллической версии шрифта Акциденц Гротеск 1902 года словолитни Бертольда (илл. 14), и если латинский Акциденц Гротеск оказал большое положительное влияние на все латинские шрифты гротесковой группы 20 века, то кириллическая версия этого шрифта, разработанная фирмой Бертольд, своей графической эклектикой и конструктивным несовершенством на кириллические гротески оказала негативное влияние. Искажения и нарушения исторической стилистики отдельных знаков, свойственные типографской послереформенной кириллице в целом, в гротесковой форме повели себя более агрессивно (шрифты Журнальный Рубленый и Букварный).

Очередная реформа кириллического типографского алфавита в начале 60-х годов прошлого века в Болгарии была санкционирована руководством страны и получила активное развитие среди профессиональных шрифтовиков и полиграфистов. Реформа затронула в основном строчной алфавит, который стал проектироваться на основе рукописной традиции кириллического алфавита, и в этом отношении реформа сделала значительный шаг вперёд в развитии графической концепции Гражданской Азбуки. В отношении конструктивного решения отдельных знаков во многих проектах болгарских шрифтовиков были допущены как формальные, так и стилистические ошибки. По итогам реализации можно сказать, что реформа строчного алфавита болгарских типографских шрифтов была в какой?то степени похожа на реформу Петра Первого 1710 года, обе реформы базировались на единственно правильной концепции формирования строчного алфавита, а допущенные ошибки всегда неизбежны при реализации столь сложной задачи, на решение которой в латинском алфавите мастерам книжного письма потребовались столетия.
В болгарской реформе кириллического алфавита концептуальной ошибкой необходимо считать построение графемы строчных знаков «ж», «к», «ю» с верхними выносными элементами. Эту ошибку можно охарактеризовать как «детская болезнь» реформаторства, при которой изменения носят поверхностный характер, без тщательного анализа исторической традиции формирования того или иного знака.




 
портал "Акланд" объединяет арт-проекты